Цели: углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными времени и места.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся о придаточных изъяснительных. Проверка домашнего задания.
1. Определить вид придаточного предложения. В каких предложениях что является союзом (в изъяснительных), а в каких – союзным словом (в определительных и местоименно-определительных)? Упражнение выполняется устно.
1) Сведения, что были получены при допросе пленного, были очень важны. – Сведения, что Пугачев занял несколько крепостей, оказались верными.
2) Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня. – Мысль, что высказал Сергей, была спорной.
3) Объявление, что завтра будет субботник, вывесили заранее. – о бъявление, что сообщало о субботнике, вывесили заранее.
4) И то, что я живу без привилегий, считаю привилегией своей. (Л. Татьяничева.)
2. Исправить грамматические ошибки (использование в одном и том же предложении сочинительного союза и частицы ли недопустимо).
1) Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли книги им верными друзьями.
2) Алеша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.
III. Сообщение темы урока.
1. Рассматривание схемы .
Назовите виды обстоятельственных придаточных предложений (с. 79 (учебник), § 24).
2. Формирование умений отличать придаточные места и времени от придаточных определительных и изъяснительных при наличии сходных союзов и союзных слов.
– Определите вид придаточных предложений, запишите, постройте схемы.
1) Везде, куда отважные заходят моряки,
Им снятся наши гавани,
Родные маяки. (А. Жаров.)
2) Когда умчат тебя составы
За сотни верст в далекий край,
Не забывай родной заставы,
Своих друзей не забывай. (М. Матусовский.)
3) Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза. (В. Гаршин.)
4) Там, где горы, убегая, в светлой тянутся дали,
Пресловутого Дуная льются вечные струи. (Ф. Тютчев.)
5) Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы плавные воды свои. (Н. Гоголь.)
6) Куда ветер дует в поднебесье, туда мчатся и тучки послушные. (М. Лермонтов.)
– Составьте (устно) предложения и укажите вид придаточных.
1) В школе, где я учусь, прекрасный спортивный зал и плавательный бассейн. – Я всегда с удовольствием рассказываю о том, где у нас проходят занятия по физкультуре.
2) Плавательный бассейн построили в тот год, когда я учился в первом классе. – Плавательный бассейн построили тогда, когда я учился в первом классе. – Я хорошо помню, когда строили плавательный бассейн.
3. Самостоятельная работа .
Задание . Составить по данным схемам сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени. Упр. 129, с. 83.
IV. Углубление знаний учащихся о правилах пунктуации при сложных союзах.
В союзах прежде чем, в то время как в середине запятая не ставится; в союзах с тех пор как, до тех пор пока в зависимости от смысла запятая ставится или перед всем союзом или перед его второй частью; в союзе по мере того как в середине запятая не ставится, если придаточное стоит перед главным.
– Замените союз когда синонимичным и покажите, как меняется смысл придаточного предложения (устно).
1) Когда работа была закончена, мы отправились купаться на речку.
2) Когда пробили часы, ребята собрались в спортивном зале.
3) Когда я делал зарядку, Сергей готовил завтрак.
4) Когда трактористы вспахивали поле, заканчивалась подготовка семян к посеву.
5) Когда мы собрались на рыбалку, неожиданно приехал отец.
Союзы для замены: как только; после того как; в то время как; перед тем как; лишь только.
V. Объяснительный диктант.
1. Я рано встал, недолги были сборы, я вышел в путь, чуть занялась заря. (Н. Некрасов.)
2. Лишь снега потемнеют и запахнет весною, вновь смоленские дали встают предо мною. (М. Исаковский.)
3. Кругом, на сколько хватало глаз, нигде не было леса. По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел. (И. Бунин.)
VI. Итог урока.
Домашнее задание. § 24, 25, упр. 128.