Цель: сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах.
Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи,
горизонтали. Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.
Оборудование: карточки с терминам: горизонталь, берг-штрихи, относительная и абсолютная
высота, раздаточный топографический материал, модель нивелира; альбомные
листы с изображением холмов, ям с разной крутизной склонов.
Ход урока.
I. Орг.момент. Постановка темы и целей урока.
– Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?
– Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему , которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.
– На доске тема урока.
II. Изучение нового материала.
– Нивелир – это прибор для измерения высоты склона. Он представляет собой деревянный брусок длиной 1м с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки прибивают гвоздь и привязывают отвес
Задание 1. Определить с помощью нивелира высоту холма с западной стороны и восточной.
Вывод – у западного склона высота 5м, а у восточного – 3м.
– Так какая же высота холма? (затруднения у учащихся)
– Чтобы разрешить этот спор, мы должны узнать еще и о втором типе высоты – абсолютной.
– Абсолютная высота – превышение точки над уровнем океана.
Вопрос. Чего не хватает на этом рисунке? (Уровня Мирового океана)
– В чем проблема? (Мировой океан далеко и каждый раз измерять относительно его очень трудоемкая работа).
– А вам не надо это делать, достаточно взглянуть в топографическую карту. За вас всю работу сделали топографы. Как изображается высота? (коричневые линии и точки отметок высот).
Задание 2. Взгляните на рисунок.
1)Определите абсолютную высоту холма (159,3м).
2)Определите относительную высоту относительно западной подошвы. (159,3 – 127= 32,3м_
3)относительную высоту восточной подошвы. (159,3- 140 =19,3м).
– Подводим итог чем отличается абсолютная высота от относительной?
1.Абсолютная высота измеряется относительно уровня моря.
2.Относительная – относительно его подошвы.
– Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? ( Относительная высота равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы).
– Как вы определите абсолютную высоту? (по отметкам высот на карте).
– Для определения абсолютной высоты любой точки необходимо воспользоваться горизонталями. Это условные линии на карте, соединяющие точки с одинаковой высотой.
– горизонтали проводят на картах через 1, 2, 5, 10, 25, 50м.
– При помощи горизонталей можно показать крутизну склона, какой склон крутой, а какой пологий.
Вопрос. Как вы определите, где холм, а где яма? (Берг-штрихи)
Задание3. определите по рисункам, где холм, а где яма.
– Чем отличаются эти рисунки? (черточки наружу или внутрь).
V. Закрепление и обобщение материала.
1 вариант.
– Какая форма рельефа изображена?
– какова абсолютная высота этого объекта?
– Через сколько метров проведены горизонтали?
– Определите относительную высоту объекта.
– Какой склон объекта крутой?
2 вариант.
1.Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 17м. Северный склонно пологий, а южный крутой. Сечение горизонталей 5м.
2.Начертите яму, абсолютная высота 152м, относительная – 77м. Сечение – 25м. северный склон крутой.
Практическая работа № 2 «Определение расстояний и высот по карте и глобусу»
Цель: формирование у учащихся умения определять расстояния и высоты гор по карте и глобусу»
Задание 1. Определить расстояние по карте и по глобусу, сравнить их:
Москва – Мурманск;
Лондон – Северный полюс;
Северный полюс – экватор.
Задание 2. найти на карте абсолютные высоты для гор и их координаты:
Анды – г.Аконкагуа
Гималаи – Эверест;
Альпы – Монблан;
Кордильеры – Мак-Кинли;
Кавказ – Эльбрус.
VI Домашнее задание. §7, задания № 5,6 к параграфу.