Урок № 8. Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки.

0
797
информатика

Цель: сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах.

Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи,

горизонтали. Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Оборудование: карточки с терминам: горизонталь, берг-штрихи, относительная и абсолютная

высота, раздаточный топографический материал, модель нивелира; альбомные

листы с изображением холмов, ям с разной крутизной склонов.

Ход урока.

I. Орг.момент. Постановка темы и целей урока.

– Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?

– Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему , которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.

– На доске тема урока.

II. Изучение нового материала.

– Нивелир – это прибор для измерения высоты склона. Он представляет собой деревянный брусок длиной 1м с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки прибивают гвоздь и привязывают отвес

Задание 1. Определить с помощью нивелира высоту холма с западной стороны и восточной.

Вывод – у западного склона высота 5м, а у восточного – 3м.

– Так какая же высота холма? (затруднения у учащихся)

– Чтобы разрешить этот спор, мы должны узнать еще и о втором типе высоты – абсолютной.

– Абсолютная высота – превышение точки над уровнем океана.

Вопрос. Чего не хватает на этом рисунке? (Уровня Мирового океана)

– В чем проблема? (Мировой океан далеко и каждый раз измерять относительно его очень трудоемкая работа).

– А вам не надо это делать, достаточно взглянуть в топографическую карту. За вас всю работу сделали топографы. Как изображается высота? (коричневые линии и точки отметок высот).

Задание 2. Взгляните на рисунок.

1)Определите абсолютную высоту холма (159,3м).

2)Определите относительную высоту относительно западной подошвы. (159,3 – 127= 32,3м_

3)относительную высоту восточной подошвы. (159,3- 140 =19,3м).

– Подводим итог чем отличается абсолютная высота от относительной?

1.Абсолютная высота измеряется относительно уровня моря.

2.Относительная – относительно его подошвы.

– Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? ( Относительная высота равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы).

– Как вы определите абсолютную высоту? (по отметкам высот на карте).

– Для определения абсолютной высоты любой точки необходимо воспользоваться горизонталями. Это условные линии на карте, соединяющие точки с одинаковой высотой.

– горизонтали проводят на картах через 1, 2, 5, 10, 25, 50м.

– При помощи горизонталей можно показать крутизну склона, какой склон крутой, а какой пологий.

Вопрос. Как вы определите, где холм, а где яма? (Берг-штрихи)

Задание3. определите по рисункам, где холм, а где яма.

– Чем отличаются эти рисунки? (черточки наружу или внутрь).

V. Закрепление и обобщение материала.

1 вариант.

– Какая форма рельефа изображена?

– какова абсолютная высота этого объекта?

– Через сколько метров проведены горизонтали?

– Определите относительную высоту объекта.

– Какой склон объекта крутой?

2 вариант.

1.Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 17м. Северный склонно пологий, а южный крутой. Сечение горизонталей 5м.

2.Начертите яму, абсолютная высота 152м, относительная – 77м. Сечение – 25м. северный склон крутой.

Практическая работа № 2 «Определение расстояний и высот по карте и глобусу»

Цель: формирование у учащихся умения определять расстояния и высоты гор по карте и глобусу»

Задание 1. Определить расстояние по карте и по глобусу, сравнить их:

Москва – Мурманск;

Лондон – Северный полюс;

Северный полюс – экватор.

Задание 2. найти на карте абсолютные высоты для гор и их координаты:

Анды – г.Аконкагуа

Гималаи – Эверест;

Альпы – Монблан;

Кордильеры – Мак-Кинли;

Кавказ – Эльбрус.

VI Домашнее задание. §7, задания № 5,6 к параграфу.