Урок № 65. ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (урок-практикум)
Цели: дать понятие о вводных предложениях, об их функции в речи;
выработать умение видеть вводные предложения в тексте и выделять их
знаками препинания.
I . Сообщение учителя о вводных предложениях.
II. Тренировочные упражнения.
Упражнения 276, 277.
Расставить знаки препинания и объяснить их.
/. Рощин оперся на винтовку все ещё болела нога и непрошеные мысли овладели им (А. Толстой). 2. Овсянников придерживался старинных обычаев не из суеверия душа в нем была довольно свободная а по привычке (И. Тургенев). 3. Медлительность нашего похода в первый день мы прошли только пятнадцать верст несносная жара недостаток припасов беспо койные ночлеги беспрерывный скрип ногайских арб вывели меня из терпения (М. Лермонтов). 4. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей вероятно и мое лицо не отличалось тогда румянцем но в ту минуту признаюсь мне и в голову не приходило смеяться (И. Тургенев). 5. В жизни этого человека если я не ошибаюсь наверное произошло что-нибудь необыкновенное (И. Тургенев). 6. Этот человек надо вам заметить жил в этих местах недавно (В. Короленко). 7. Танк выстрелил ещё несколько раз и как и предвидел Синцов решил подойти по ближе, в упор (К. Симонов).
3. Творческое списывание.
Записать текст, вводя необходимые вставные конструкции. ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА
И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе. Лицо его — как лицо Иосифа. И дал ему Бог премудрость Соломона.
Храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил землю Иудейскую.
Была тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
Вставные конструкции: Ледовое побоище; битва на Чуд ском озере 1242 г.; по библейскому преданию, Иосиф отличался необычайной красотой; царь Израильско-Иудейского царства, 965-928 гг. до н. э.; князь Александр Ярославов сын, Всеволодов внук.
III . Задание на дом:
упр. 278.