Цель урока: 1) Сформировать знания о географическом положении и органическом мире Тихого океана; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Видеокассета «Эти загадочные животные -1» 2 «Хитроумная защита» п. 10-15. 3. Диск ВВС-8 сторона В «Голубая планета» 7 серия эп. 7→, 8 серия эп. 1. 4. Диск ВВС-8 сторона В «Прогулки под водой»
2 серия эп. 4.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Австралийский Союз (по площади 6 место, численность населения 18 млн. чел., большинство населения в крупных городах – 86 %; индустриально-аграрная страна; горнодобывающая промышленность, машиностроение, деревообрабатывающая, химическая и пищевая промышленность; первое место по овцеводству (мериносы); на острове Йорк бокситы; на юго-востоке и юго-западе – пшеница, в субтропиках – ананасы, бананы, сахарный тростник, на орошаемых землях вблизи городов овощи и фрукты)
2. Население (аборигены с метисами составляют 1%, 200 племен, говорят на разных языках, австралийская группа негроидной расы, раньше занимались охотой и собирательством; бумеранг; раньше аборигены населяли восточную, наиболее благоприятную часть материка; англоавстралийцы вытеснили аборигенов в центральные пустынные и полупустынные зоны – резервации; некоторые до сих пор ведут первобытный образ жизни; некоторые хорошо обучаются; художник Альберт Наматжир не смог попасть на свою выставку в Сиднее – запрещено аборигенам приближаться на
III.Всесторонняя проверка знаний.
1.Литосфера – это (оболочка, которая состоит из земной коры и частей верхней мантии)
2.Эндемик горного Тянь-Шаня (тянь-шаньская ель)
3. Кто из мореплавателей первым совершил кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
4.Причиной наиболее густой речной сети в экваториальных и субэкваториальных поясах является большое количество (осадков)
5. Наибольшая площадь Южной Америки находится между (экватором и южным тропиком)
6. Качественным фоном на политической карте мира выделяют (территории государств)
7. Последней в природе появилась (биосфера)
8. В основании современных материков лежат древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной коры (платформы)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Для каких целей люди используют Тихий океан?
V.Объяснение новой темы.
1. Особенности Тихого океана (площадь 178,6 млн. км²; протяженность с запада на восток 19 тыс. км, с севера на юг 16 тыс. км; объем воды 710 млн. км³ (53% от Мирового океана); Марианский желоб 11022 м; средняя глубина 4 тыс. км; средняя температура воды +19,4°С; 10 тыс. островов)
2. Географическое положение (основная часть в западном полушарии, омывает все материки, кроме Африки, сильно изрезаны берега Евразии (найти и обозначить на контурной карте заливы и моря Тихого океана))
3. Исследование (открыл и описал Магеллан; в XIX в. научно-исследовательские суда российский «Витязь» и английский «Челленджер» собрали много сведений о природе океана, Россией было организовано в XIX в 40 научно-исследовательских экспедиций, планомерное изучение началось во второй половине XX в.; в 1947 году Норвежец Тур Хейердал совершил первое путешествие из Перу к берегам Полинезии на плоту «Кон-Тики», чтобы доказать, что острова заселили коренные американцы; в 1943 году Жак Ив Кусто и Э. Ганьян изобрели акваланг, появилась возможность 1,5-2 часа находиться под водой; научно-исследовательское судно «Калипсо» Кусто; в 1957 году «Витязь» открыл Марианскую впадину)
4. Природа (самый древний океан, расположен на Тихоокеанской литосферной плите; граница столкновения плит – островные дуги, желоба, окраинные моря – Тихоокеанское огненное кольцо; материковая отмель лишь у Азии и Австралии; средняя глубина котловин 6000-
5. Растительный и животный мир (много древних и гигантских видов – морской еж, саблехвост, морской котик, морской бобр, морской слон; 95% видов обитает у берегов Евразии (смешивается холодная и теплая вода); ловятся минтай, камбала, крабы; коралловые рифы на отмелях Зондских островов и побережье Австралии (моллюски, иглокожие, ракообразные); в экваториальных водах летучие рыбы, кашалот, акулы, тридакна (гигантский двустворчатый моллюск до
6. Использование Тихого океана (на побережье – более 50 стран, где проживает половина населения Земли; ведется промысел креветок, моллюсков, водорослей, морской капусты; добывается нефть, каменный уголь, морская соль; важные морские пути)
7. Экология Тихого океана (загрязнение нефтью, радиацией, отходами промышленности; рыба стала ядовитой от ртути; исчезли морские коровы; запрещена охота на китов и морских котиков)
VI.Усвоение новой темы.
Работа с картой и вопросами в учебнике.
VII.Домашнее задание. § 57, к. к. – заливы, острова, полуострова, моря, котловины.
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Тихий океан – самый большой океан по площади, населенный уникальным органическим миром. Необходимо беречь океаническую флору и фауну!