Цель урока: 1) Сформировать знания о закономерностях размещения крупных форм рельефа Земли по материкам и океанам; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Карта «Строение земной коры».
3. Картины с изображением различных форм рельефа. 4. Видеоролик
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Материковая и океаническая земная кора (возраст Земли 4,5 – 5 млрд. лет; сначала была образована океаническая земная кора, океаническая кора – 5-
2. Геологическое летоисчисление и геохронологическая таблица (земная кора формировалась около 2,5 млрд. лет; эра – промежуток геологического времени, в течение которого происходят саамы значительные изменения земной коры и живых организмов)
3. Литосферные плиты и их движение (теорию литосферных плит сформулировал в начале XX века немецкий ученый А. Вегенер; выделяют 7 крупных и десятки малых плит; материковые и океанические плиты; рифты – совокупность глубоких разломов земной коры, они являются границей расхождения литосферных плит и участками формирования океанической земной коры; участки соприкосновения материковых и океанических плит называют границей столкновения литосферных плит; плиты могут двигаться со скоростью от 5 до
4. Геосинклинали (подвижные пояса земной коры, на Земле свыше 800 действующих вулканов)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Поиску новых земель способствовало (изобретение компаса)
2.Главный действующий вулкан СНГ называется (Ключевская Сопка)
3. С высотой температура (понижается)
4. Движение земной коры измеряется (сейсмографом)
5. По Полярной звезде определяют направление на (север )
6. Чрезвычайно редко землетрясения бывают (на платформах)
7. Прибор для определения относительной высоты (нивелир)
8. Термины: кратер, горст, синклиналь относятся к (литосфере)
9. Географическая оболочка – это (общепланетарный природный комплекс)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Как можно объяснить разнообразие рельефа на Земле? Какие факторы влияют на формирование рельефа?
V.Объяснение новой темы.
Рельеф и его влияние на закономерности формирования всех природных компонентов (климат, воды, почвенно-растительный покров, животный мир)
Формирование рельефа (внутренние и внешние силы; два вида движения земной коры – вертикальные – вулканизм, землетрясения и горизонтальные – образование складок, разломов прогибов; рельеф планетарного масштаба – материки и океанические впадины; равнины и горы суши и дна океана – рельеф второго порядка)
Внешние силы, формирующие рельеф (экзогенные – влияние солнечного тепла и колебания климата, выветривание, воды, деятельность человека, сила тяжести)
Рельеф дна океана (глубоководные желоба, материковые склоны, материковая отмель, срединно-океанические хребты – общая длина свыше 75 тыс. км, ширина до
VI.Усвоение новой темы.
1. Какие 3 группы процессов образуют внешнюю силу, изменяющую поверхность Земли? (энергия солнца, сила тяжести и жизнедеятельность организмов)
2. Большой рельеф, составляющий больше трети площади дна океана, расположен в (Северном Ледовитом океане)
3. Абсолютная высота плоскогорий составляет около (500м)
VII.Домашнее задание. § 5, рис. 18
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Существуют определенные закономерности размещения рельефа на поверхности Земли. Равнины – на платформах. Горы – в местах столкновения литосферных плит.