Цели урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата,
выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата,
формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств,
развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление; обогащать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Оборудование: конверты с фигурами, индивидуальные карточки для устного счета, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Мобилизующее начало урока
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Я желаю всем удачи,
В добрый путь и в добрый час!
2. Проверка выполнения домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний.
5 учеников будут работать по карточкам /Задание: начертить фигуры /прямоугольник, квадрат, прямой, острый, тупой углы/.
– Остальные дети работают фронтально. На экране даны задания. Будьте внимательны! Поднимайте вверх карточки с нужным ответом:
– Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5.
– К сумме чисел 7 и 8 прибавьте 3.
– Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 и
– Уменьшаемое 34, вычитаемое – 12. Найдите разность.
– Какое число больше 17 на 6?
– Одна открытка стоит 50 тенге. Сколько стоят 2 такие открытки?
– На сколько число 43 больше 40?
Проверка выполнения индивидуальных заданий.
4. Работа по теме урока.
А) Работа по учебнику № 1 стр. 76 устно, фронтально.
-Назови фигуры.
Какого цвета ромбы? Прямоугольники?
– Есть ли фигуры с прямыми углами, назовите их цвет.
– Назовите фигуру с острыми /тупыми и цвет.
– Возьмите в руки шаблоны.-
– Покажите фигуру с прямыми углам. Как называется эта фигура?
– Сколько прямых углов у прямоугольника?
– Сколько прямых углов у квадрата?
– Обведите замкнутой линией прямоугольник в тетрадь. Назовите его АВСХ.
– А теперь обведите квадрат. Назовите его КМТО.
– Что замечаете? /квадрат является прямоугольником/
Б) – А сейчас подумайте, что лишнее:
– Здесь лишнее слово «длина», т. к. это величина, а остальные – геометрические фигуры.
– Слово «длина» очень часто встречается в математике. Обратите внимание еще раз, как пишется это слово – с одним «н».
2.
– Лишний треугольник, т. к. нет прямых углов.
– Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока… /Дети дают возможные варианты темы урока/
– Какая фигура называется прямоугольником? А что же такое квадрат?
– Проверим по учебнику правильность нашего вывода на с. 76.
Упражнение для глаз
5. Задание на внимание.
– Предлагаю вам выполнить интересное задание. Найдите в учебнике №7 стр. 77.
– Прочитаем, что нужно сделать. Найдите углы.
Физкультминутка
6 Закрепление
Коллективное выполнение № 17, 19 в тетради на печатной основе №1 стр. 62-63.
7. Самостоятельная работа № 3, 5 стр 77
Взаимопроверка.
8. Резерв
– У каждого из вас на парте лежат конверты с фигурами. Надо соединить фигуры так, чтобы получились прямоугольники. Вы сейчас поработаете дружно в парах.
– Кто справится, тихо встанет возле своей парты.
– Молодцы! Садитесь.
– В прямоугольнике и квадрате все углы прямые. А о каком человек можно сказать – ПРЯМОЙ ЧЕЛОВЕК?
– Значит, откровенный, без задних мыслей.
– Такие люди умеют дружить, помогают решать трудные проблемы, принимают правильные решения. О таких людях написано много книг.
– Пусть на вашем жизненном пути встречаются откровенные «прямые» люди, которые могут сказать правду в глаза, никогда не бросят в трудную минуту.
9. Итог урока. Выставление отметок.
– Что же нового вы узнали сегодня на уроке?
– Какая фигура называется прямоугольником? Что такое квадрат?
– Что было самым интересным на уроке?
– Что было трудно?
– Что хотели бы решить на следующем уроке?
– На уроке вы все были внимательны, активны. За урок получают отметки