Урок № 38. УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

0
746


Урок № 38. УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

(Соколова Г. П. Изучение односоставных предложений//РЯШ. 1990. № 4.)

Цели: развить навык самостоятельной работы, закрепить и отшли­фовать знания учащихся, приобретенные при изучении всей темы «Одно­составные предложения».

I . Задание:

Для анализа учащимся предлагается текст, размноженный на ксерок­ се или записанный под диктовку. В данном случае это стихотворение

И. А. Бунина «Едем бором, черными лесами», в котором для удобства ана­лиза пронумерованы все предложения.

1) Едем бором, черными лесами.

Вот гора, песчаный спуск в долину.

Вечереет. 4) На горе над нами Лес щетинит новую вершину.

И темным-темно в той новой чаще, Где опять скрывается дорога.

И враждебен мой ямщик молчащий.

И надежда в сердце лишь на бога.

План анализа текста

Определите главные члены предложений. Укажите, чем они вы­ражены.

Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Каких нет?

Запишите номер односоставного предложения и его тип.

4) Выпишите по одному словосочетанию с различными видами связи.
II . Дополнительные задания для закрепления изученного:

Какое слово надо опустить в предложении Дело обходилось без столкновений (М. А. Шолохов), чтобы оно превратилось в безличное?

Объясните, что это за предложения:

/. Вокруг – ни звука (Печерский). 2. Ничего удивительного. 3. Давно уж заполночь (Ч. Айтматов). Куда подевались сказуемые?

Какими членами предложения являются глаголы в неопределен­ной форме в предложении Забыто было есть и пить (А. Твардовский)?

Какими членами предложения является слово бездна в следующих примерах:

1. Открылась бездна звезд полна (М. Ломоносов). 2. Бездна звезд на небе (М. Кольцов)?

5. Чем интересен следующий отрывок из стихотворения А. Фета?

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.