Урок № 37. НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать учащимся представление о специфике назывных предложений, об их роли в речи; развить умение пользоваться всеми типами односоставных предложений.
I . Наблюдение над материалом упр. 211.
Самостоятельный вывод и чтение § 24. Дополнительные сведения сообщает учитель.
Назывные предложения – экспрессивное средство языка. Они создают картину, позволяют как бы увидеть обстановку, в которой происхо дят описываемые события, как бы вводят в нее. Вот почему они чаще всего находятся в начале текста. Будучи выразительным средством языка, назывные предложения чаще всего употребляются в художественном и публицистическом стилях речи. Назывные предложения часто составляют цепочки; каждое звено-предложение рисует отдельную деталь, из которой составляется общая картина.
Например: Мелколесье, степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали заливные бубенцы (С. Есенин). Картина, созданная при помощи назывных предложений, статична, она не изменяется, не живет во времени. Почему?
Учащиеся должны и могут ответить на этот вопрос сами. При затруднении напомним, что значение реальности- нереальности, времени связаны с использованием в них определенных форм глагола. Те предложения, в которых глагол отсутствует, всегда имеют значение реальности настоящего времени. (Составное именное предложение: Брат – студент.) Для того чтобы это значение изменить, необходимо вставить глагол {Брат был студентом). Однако для назывных предложений это невозможно.
Назывные предложения характеризуются специфической интонаци ей: они произносятся в замедленном темпе, как бы задумчиво. После них выдерживается более длительная пауза, чем обычно. Поэтому при изучении темы должны проводиться упражнения в выразительном чтении.
II . Дополнительные (кроме учебника) задания для закрепления изученного.
1. Прочитайте предложения о зиме. Объясните разницу в изображении зимы с помощью назывного и двусоставного предложения.
Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идет волшебница зима. 2. Зима. Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. С. Пушкин).
Переделать сложные предложения в простые, а простые – в сложные. Подчеркнуть основы.
Образец:
Первое препятствие -ион падает духом. – При первом препятствии он падает духом:
В жаркий день мы изнываем от зноя. – Жаркий день, и мы изнываем от зноя.
1. Ещё несколько часов, и будет закончена моя работа. 2. На рассвете по лесу пронёсся легкий ветерок. 3. Весна, и распускается душистая сирень. 4. Вслед за выстрелом птица падает замертво. 5. Последнее усилие, и он очутился на твердой земле. 6. Допишу строчку и закончу письмо.
3. Задание для сильных учащихся:
составьте сложные предложения по схемам: безличное + двусоставное; неопределенно-личное + двусоставное; назывное + безличное; назывное + двусоставное.
4. Графический диктант.
Учитель диктует предложения, а учащиеся записывают его при помощи схем, указывая вид каждого предложения.
Образец: Дверь отворилась, и из хаты повеяло сыростью.
1. Конец мая, и в поле прохладно, дует ветер, то и дело прячется в облака, идут тени и свет (И. А. Бунин). 2. Мне бы только суметь, мне бы только успеть о России моей полным голосом спеть (Л. Татьяничева). 3. Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окра ску. 4. Солнце уже стояло низко над горизонтом, и надо было торопиться. 5. Один только шаг, одно движение, и умчались бы в неведомую даль две навсегда соединённые жизни (И. Тургенев).
Определить вид предложений. Подчеркнуть главные члены.
1. Бездонный воздух. Тишина и свет. Снега и небо, оторваться трудно (В. Инбер). 2. Нет безобразья в природе (Н. Некрасов). 3. Тихая, теплая ночь. Пахнет сухим сеном (М. Пришвин). 4. Покатилось лето под гору. Тихие деньки. Подложив туманы под голову, сонно бродят родники (Д. Самойлов).
III . Задание на дом:
упр. 218 (устно), упр. 217.