Цель: 1. Повторение изученных ранее знаний о словообразовании.
Развитие умения делить слова на морфемы
воспитание патриотизма.
Ход урока
Оргмомент
Этап проверки домашнего задания.
Примечание. учебник Русский язык: учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения. Второе издание, переработанное, дополненное. – Алматы: Мектеп, 2011. – 344 с.
3. Этап проверки знаний. Фонетический разбор слова «школа»
4. Этап подготовки к активному усвоению знаний.
Давайте вспомним, какие разделы языкознания вы помните?
Какой из этих разделов занимается изучение состава слов?
Какие части слов вы знаете?
Какие из этих частей совпадают в русском и в казахском языках?
Запишите слово повредит. Разберем его по составу (то есть сделаем морфемный разбор).
5. Этап объяснения новой темы
В состав слова входят:
1) приставка; при-ехать
2) корень; машин-а
3) суффикс; горд-ость
4) окончание; мам-а.
5) постфикс (ся/сь): беречь-ся, береги-сь;
6) интерфикс (соединительная гласная) ; сам-о-лет, змее-е-лов, пят-и-летка.
Они являются минимальными значимыми частями слова. Разные комбинации минимальных частей слова образуют состав слова.
Корень – это основная и обязательная минимальная значимая часть слова. Он выражает основное значение. Слова, имеющие один и тот же корень, называются однокоренными.
Суффикс – это минимальная значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Приставка – это минимальная значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
6. Этап закрепления новой темы
- Выпишите из этих рядов однокоренные слова. Выделите корень
1. Платить, оплачивать, выплатить, зарплата, плачевный.
2. Дорогой, дорожка, дороговизна, дорог, дороже.
3. Смех, смешить, смешать, смешной, меховой.
4. Вестник, весть, вести (за собой), извещение, оповестить.
- Упражнение 16 прочитать. Выписать выделенные слова. Подобрать к ним однокоренные слова. Выделите корень
Степь – степной, степняк
зло – злой, злобный, злодей, злодеяние
народ – народный, народность
культура – культурный, поликультурный
законы – законный, законодательство
решим лингвистическую задачу
Вы – …
приставка как в слове прехорошенькая,
корень как в слове красавица,
суффикс как в слове вольный,
окончание как в слове счастливые;
корень как в слове ученый,
суффикс как в слове водник,
окончание как в слове рыбаки;
корень как в слове поверье,
суффикс как в слове проходная,
окончание как в слове любимые;
корень как в слове подружка (ж/з),
окончание как в слове семья.
- Работа с текстом «Республика Казахстан»
Чтение текста по цепочке.
Составьте план к тексту
Выделенные слова разберите по составу:
Республика, исполнительная, единица, граничит, казахский, государственную, полезных, независимости.
- Дополните ряды словами, имеющими такую же приставку или тот же суффикс. Выделите приставку или суффикс:
- Независимость, неправда…..
- Казахский, сельский…..
Этап рефлексии
Этап оценивания
Этап информированности о домашнем задании. Теория – правил на странице 11, 12 учить. Практика – упражнение 18 страница 12. списать слова:
А) с суффиксами
Б) с приставками
В) с приставками и суффиксами
Слова разобрать по составу