Цель урока: 1) Сформировать знания о содержании и структуре предмета
2) Развивать умение работать с картой; 3) Остановится на глобальных проблемах человечества и путях их решения
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Портреты путешественников
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания. Раздать ученикам тесты с целью проверки прочности усвоения знаний за предыдущий курс обучения.
III.Всесторонняя проверка знаний.
1.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)
2. Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)
3. Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)
4. «Пятым океаном» называют (атмосферу)
5. Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)
6. Точка, из которой производится визирование при полярной съёмке местности (полюс)
7. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
8. Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)
9. Жители жарких стран отличаются (тёмным цветом кожи, курчавыми волосами)
10. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Для чего необходимо изучать физическую географию?
V.Объяснение новой темы.
1. Что изучает география материков и океанов
2. Материки и острова, части света (площадь Земли 510 млн. кв. км, суши 149 млн. кв. км, океанов 361 млн. кв. км; архипелаг; асу, эреб)
3. Мировой океан (71%, Марианский желоб 11022м)
4. Географические сведения древних времен (Эратосфен, Страбон)
5. Географические открытия средних веков (викинги в VIII-XI веках, Плано Карпини, Марко Поло, Афанасий Никитин, Виллем Рубрук, Х. Колумб, Васко да Гама, Америго Веспуччи, Мартин Вальдземюллер, Герард Меркатор, Фернан Магеллан, Абел Тасман, С. Дежнев, Дж. Кук, А. И. Чириков – Алеутские острова, И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский – острова Тихого океана, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев 28 января
6. Главные географические открытия XIX века (Семенов-Тян-Шанский, М. Пржевальский, Ш. Уалиханов, А. Гумбольд – Южная Америка, Д. Ливингстон и Г. Стэнли – Африка, Н. Н. Миклухо-Маклай – Новая Гвинея)
7. Крупные открытия XX века (планомерные исследования стали возможны последние 44 года)
VI.Усвоение новой темы.
1. Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)
2. Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)
3. «Пятым океаном» называют (атмосферу)
VII.Домашнее задание. § 1,2, рис. 2,4,5
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Теперь география превратилась в науку, которая не только пописывает закономерность размещения земных тел и явлений на поверхности Земли, но и объясняет причины их возникновения и развития.