Урок № 17. СКАЗУЕМОЕ. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Цели: углубить и расширить понятие о сказуемом; выработать и развить навык нахождения сказуемого, выраженного глаголами разных наклонений.
I . Словарная работа.
Выписать из учебника (§ 10-11) слова в рамках. Объяснить по возможности их правописание. Подготовиться к словарному диктанту (через урок).
II . Повторение изученного о подлежащем.
Упр. 103.
III . Новый материал.
Материал известен учащимся, поэтому работа выполняется самостоятельно.
Чтение § 12.
Ответы учащихся на в о п р о с ы :
Что такое сказуемое?
Что называется простым глагольным сказуемым?
3. Расширение понятия о лексическом и грамматическом значении
простого глагольного сказуемого. Учащиеся записывают предложения:
Геолог рассказал о новом месторождении алмазов. Геолог рассказал бы о новом месторождении алмазов, но время встречи истекло. Пусть геолог расскажет о новом месторождении алмазов.
Вопросы для анализа:
Одинаково ли лексическое значение сказуемых? (Да, одинаково.)
Чем же они отличаются? (Наклонением глаголов.)
Вывод: в данных сказуемых и лексическое, и грамматическое зна чения выражаются одним глаголом (не словом!) в форме одного из накло нений. Такие сказуемые называются простыми глагольными сказуемыми.
IV . Закрепление изученного. Упражнения.
1.Упр. 107.
Упр. 111.
Даны слова, которые в предложении могут быть сказуемыми. Составьте с ними предложения и докажите, что это простые глагольные сказуемые.
/. Увлекаюсь. 2. Будем изучать. 3. Осваивают. 4. Давайте споем.
V . Задание на дом:
§ 12, упр. 108.