Цель: обобщить пройденный материал, оценить знания и умения учащихся.
Оборудование: физ.карта полушарий, коллекция горных пород, картины.
Тип урока – урок-соревнование.
Ход урока.
I. Орг.момент.
Учитель. Ребята сегодня мы проведем наш урок в идее соревнования между двумя командами.
Есть на все в программе мера. Наша тема «Литосфера» завершилась, как на жаль.
И теперь зовет нас вдаль «Гидросфера» – оболочка.
Только рано ставить точку: знанья о земной коре пригодятся детворе.
Все готовы отвечать? Ну, с чего бы нам начать?
Объясните для примера, что такое литосфера?
Чем же сложена она? Вам коллекция дана. Назовите, что известно, а еще нам интересно, отличишь ли ты в природе минералы от породы?
Задание 1.
Пользуясь коллекцией горных пород, назвать горные породы и их происхождение.
II. Задания.
1 команда |
2 команда. |
Задание 1.Задание на умение работать с картой. «Что это?» – Анды, Аравийское, Среднерусская, Западно-Сибирская, Скандинавские, Везувий, Орисабо, Среднесибирское. |
1.»Что это?» Кавказ, Амазонская, Прикаспийская, Гималаи, Кракатау, Кордильеры, Валдайская, Восточно-Европейская, Ключевская сопка. |
2.»Один лишний» А)Альпы, Гималаи, Карпаты, Анды, Кордильеры. Б) Ядро, мантия, впадина, земная кора. |
2. «Один лишний» А) Западно-Сибирская, Амазонская, Прикаспийская, Восточно-Европейская. Б)Очаг, эпицентр, сейсмические волны, кратер. |
3. «Кто быстрее». Определить координаты объекта: Везувий – Кракатау – |
3.Определить координаты. – Ключевская сопка – – Орисабо – |
4. Определить расстояние: 1)Москва – Каир – |
4.Определить расстояние. 1)Москва – Ключевская сопка – |
5. «Горные породы». Назвать горные породы. «Коллекция горных пород и минералов» |
5. «Горные породы». Назвать горные породы. |
6.Вопросы: 1)Где больше вулканов, на суше или на дне океанов? Почему? 2)Почему вулканы, землетрясения и гейзеры встречаются в одних и тех же местах? 3)Как образуются осадочные обломочные горные породы. Приведите примеры. |
6.Вопросы: 1)По каким признакам можно определить, что перед вами не просто гора, а потухший вулкан? 2)Почему на территории Австралии нет вулканов и землетрясений? 3)Как образуются осадочные органические горные породы. Приведите примеры. |
7. Задача. Какова температура в шахте глубиной |
7. Задача. Какова температура в шахте глубиной |
Задание. Кто быстрее покажет на карте географические объекты.
3.Посмотрите на картины: горы это иль равнины?
А какие суперсилы их в движенье приводили?
С давних пор привыкли горы о высотах вести споры. Трудно дети или просто вам расставить их по росту?
Задание. Расставить горы по высоте.
Скандинавские, Кордильеры, Альпы, Гималаи, Южный Урал, Анды.
4.А бывают ли вулканы не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна? Вам минуточка дана, «кто на дне бывал не раз», дайте образный рассказ.
Разминка.
1.От дождей, текучих вод он растет из года в год. Он полей равнинных враг. Как зовут его?
2.Чтоб узнать глубины вод, мы применим ? (эхолот)
3.По пустыне гонит ветер горы желтого песка. Как зовутся эти горы, вы подумайте слегка?
4.Бьет источника фонтан, струя до поднебесья. В соседях с ним живет вулкан, фонтан вам тот известен.
5.Росли на болоте растения. Теперь это топливо и удобрение. (торф).
6.В воде родится, а воды боится?
7.Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
Задание. Команды задают друг другу вопросы.
III. Итог урока. Выставляются оценки, выявляется команда-победительниц