Урок № 15. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ
Цели: развитие речи учащихся; выработка умения правильно стро ить композицию, внося в повествование элементы рассуждения.
Учащимся предлагается текст повествовательного характера, в котором поднимается морально-этическая проблема. Это притча В. Сухомлин ского «Обыкновенный человек».
Перед чтением объясняем значение термина притча.
Притча – это небольшой рассказ, в иносказательном виде, за купающий моральное поучение. Часто в притче нет характеров, по- ствование иногда ведется вне конкретного времени.
I – Чтение текста.
ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
жаркой, сухой степи – колодец. Возле колодца – изба. В ней живут дед с
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.
Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом и поехал дальше.
Что это за человек? – спросил внук деда.
Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, положил ведро в солому и поехал.
Что это за человек? – спросил деда внук.
И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
А это что за человек? – спросил внук.
Обыкновенный, – ответил дед.
В. Сухомлинский
II . Беседа по следующим вопросам:
Как можно озаглавить этот текст? Какова его основная мысль?
К какому типу речи он относится?
Какие элементы композиции характерны для рассказа?
Где в этом рассказе экспозиция, где завязка?
С какой целью используются в тексте повторы?
Укажите развязку в рассказе.
III . Орфографическая и пунктуационная подготовка.
Необходимо повторить:
Правописание не с существительными при отрицании (Это не человек. Сравните: Это не металл).
Не пни с местоимениями (нечем достать).
-Тся и -ться в глаголах (дал напиться).
Личные окончания глаголов.
Безударные гласные в корне слова. (Благодарить, привязать, остановиться, верёвка и др.).
Правила пунктуационного оформления диалога.
Особое внимание следует обратить на постановку тире в неполном предложении при пропуске сказуемого (В жаркой, сухой степи – колодец). Можно пояснить учащимся, что подобное тире ставится не всегда, а чаще всего перед словом, на которое падает логическое ударение, то есть оно выделяется по смыслу.
IV . Творческое задание (записано на доске): 1. Дать оценку поступкам всех трех проезжих.
2. Охарактеризовать их, выделить их черты. 3. Сделать вывод: чему учит этот рассказ. V . Повторное чтение текста.
VI . Написание изложения с элементами сочинения.
VII . Работу необходимо закончить дома.