Урок № 15. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

0
17

Урок № 15. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: развитие речи учащихся; выработка умения правильно стро­ ить композицию, внося в повествование элементы рассуждения.

Учащимся предлагается текст повествовательного характера, в кото­ром поднимается морально-этическая проблема. Это притча В. Сухомлин ского «Обыкновенный человек».

Перед чтением объясняем значение термина притча.

Притча – это небольшой рассказ, в иносказательном виде, за­ купающий моральное поучение. Часто в притче нет характеров, по- ствование иногда ведется вне конкретного времени.

I – Чтение текста.

ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
жаркой, сухой степи – колодец. Возле колодца – изба. В ней живут дед с

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.

Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом и поехал дальше.

Что это за человек? – спросил внук деда.

Это не человек, – ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, положил ведро в солому и поехал.

Что это за человек? – спросил деда внук.

И это ещё не человек, – ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

А это что за человек? – спросил внук.

Обыкновенный, – ответил дед.

В. Сухомлинский

II . Беседа по следующим вопросам:

Как можно озаглавить этот текст? Какова его основная мысль?

К какому типу речи он относится?

Какие элементы композиции характерны для рассказа?

Где в этом рассказе экспозиция, где завязка?

С какой целью используются в тексте повторы?

Укажите развязку в рассказе.

III . Орфографическая и пунктуационная подготовка.

Необходимо повторить:

Правописание не с существительными при отрицании (Это не че­ловек. Сравните: Это не металл).

Не пни с местоимениями (нечем достать).

-Тся и -ться в глаголах (дал напиться).

Личные окончания глаголов.

Безударные гласные в корне слова. (Благодарить, привязать, ос­тановиться, верёвка и др.).

Правила пунктуационного оформления диалога.

Особое внимание следует обратить на постановку тире в неполном предложении при пропуске сказуемого (В жаркой, сухой степи – колодец). Можно пояснить учащимся, что подобное тире ставится не всегда, а чаще всего перед словом, на которое падает логическое ударение, то есть оно выделяется по смыслу.

IV . Творческое задание (записано на доске): 1. Дать оценку поступкам всех трех проезжих.

2. Охарактеризовать их, выделить их черты. 3. Сделать вывод: чему учит этот рассказ. V . Повторное чтение текста.

VI . Написание изложения с элементами сочинения.

VII . Работу необходимо закончить дома.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь