Урок черчения в 9 классе Тема: «Сопряжение»

0
842

Цель урока : овладеть методикой построения сопряжений на чертежах,

найти области применения графических знаний на практике.

Задачи: познакомить с внешним, внутренним и смешанным сопряжениями, их применением;

научить выполнять алгоритм построения сопряжений, соблюдая точность и усидчивость при выполнении графических заданий;

формировать у учащихся основы графической грамотности и навыков графической деятельности, умение анализировать чертёж и выполнять необходимые геометрические построения;

развивать пространственные представления учащихся, наблюдательность, глазомер, измерительные навыки и образное мышление.

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, чертёжные инструменты,

карточки – задания.

Ход урока

1.Организационная часть

а) Вот звонок звенит с утра,

Черчение начинать пора.

Парты ждут уже детей,

Рассаживайтесь поскорей!

б) проверка отсутствующих

в) проверка инструментов, готовность к уроку

г) психологический настрой учащихся на сознательную, плотную работу

2. Повторение пройденного материала

а) Используя какие способы и приёмы можно провести взаимно перпендикулярные и параллельные линии?

б) Как определить точку касания при построении касательной к окружности?

3. Новая тема

Посмотрите на предметы. Как вы считаете: если бы мы всегда использовали только переходы в форме этих предметов: острые, угловатые или резко пересекающиеся формы, к чему бы это привело? (ответы учащихся)

В ряде случаев плавные переходы не только обеспечивают удобство пользования деталью, и ее красоту, но также прочность и безопасность.

А решение данной проблемы и определило тему нашего урока «Сопряжение».

4. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся

Значение темы «Сопряжения», объясняется распространением скруглений в технических формах деталей машин и строительных конструкций.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «сопряжение», с видами сопряжений; научимся строить плавный переход между линиями и окружностями.

Определение:

Сопряжением называется плавный переход одной линии в другую

(запись определения в тетрадь)

Познавательные сведения.

Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что перечислить все примеры их использования очень сложно. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Поворот скоростной автотрассы чаще всего имеет форму дуги. Одно направление скоростной трассы должно плавно переходить в другое. Величина радиуса поворота должна быть строго рассчитана с учетом веса и скорости автомашин. Ведь если автомобилист на скорости не «вписался» в поворот, его отбросит центробежная сила, и тогда произойдет катастрофа. Поэтому каждая категория трасс рассчитана на свою скорость и радиусы вставок-поворотов строго нормированы. Однако сопряжения применяются не только в решении таких сложных проблем, они встречаются в нашей жизни повсеместно.

Чтобы создать рукоятки инструментов конструктор, прежде всего думает о том, чтобы они были удобны для руки.

Посмотрите где ещё применяется сопряжение: в технике, в деталях архитектурных сооружений, музыкальных инструментов. (демонстрация картин, где встречается сопряжение)

Посмотрите вокруг и назовите предметы, которые также включают в себя плавные переходы линий. (ответы учащихся).

5. Изучение нового материала и практическая часть.

Повторение техники безопасности при работе с чертежными инструментами

Плавный переход может быть разным: скругление углов, сопряжение двух окружностей, сопряжение окружности и прямой.

Что нужно для построения сопряжения?

Знать радиус сопряжения.

Найти центр сопряжения.

Найти точки сопряжения.

Попробуем научиться сопрягать элементы деталей. Начнем с самого простого построения — скругления углов. Основа всех таких построений — определение точек сопряжения (точек касания линий), центра сопряжения и радиуса сопряжения.

(Объяснение и демонстрация выполнения сопряжения на доске, а ученики работают в тетрадях.)

Для скругления острого, тупого и прямого углов применяют общий способ построения.

Алгоритм построения сопряжения.

— От каждой стороны угла /сопрягаемые прямые/ (возьмем скругление прямого угла) проводим параллельные прямые на расстоянии, равном радиусу сопряжения.

— Радиус сопряжения обычно известен и указан на чертеже.

— В точке пересечения этих прямых находится точка О – центр сопряжения.

— Найдем точки сопряжения. Для этого проведем перпендикуляры из центра сопряжения к заданным прямым. Полученные точки являются точками сопряжений.

— Из найденного центра раствором циркуля, равным радиусу сопряжения, проведем дугу окружности, /сопрягающая дуга/ являющейся плавным переходом от одной стороны угла к его другой стороне.

Мы с вами вместе составили алгоритм построения сопряжения. Теперь рассмотрим другие случаи сопряжения (выполнение сопряжения окружностей, используя таблицу)

6. Упражнения для глаз.

Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем для них гимнастику.

Возьмите в руки карандаш на вытянутую руку перед собой. Не отрывая от него взгляда, поднесите его к переносице, удалите прямо от себя (итак несколько раз), затем на вытянутой руке, следя за карандашом поводили им вправо – влево.

7. Закрепление темы урока (работа по карточкам)

Каждому из вас я раздала карточки. И вы сегодня попробуете свои силы в преобразовании предметов при помощи сопряжений.

Ваша задача: выполнить чертеж детали «Кронштейн» с различными видами сопряжений, алгоритм построения которых вы сегодня узнали.

8. Итог урока

Организация выставки работ учащихся.

Посмотрите, какие у нас получились работы. (обращаю внимание на правильность выполнения работ)

Спасибо, молодцы. Я считаю, что мы с вами с поставленной задачей занятия успешно справились.

8. Домашнее задание . Выполнить задание на формате А4 (учебник черчения)