Ц е л ь: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.
Х о д у р о к а
Книга
Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин.
Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова!
Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо? (96 слов.)
З а д а н и е:
1. Выпишите из текста по одному прилагательному в единственном и множественном числе, просклоняйте эти прилагательные.
2. Сделайте морфологический разбор трех прилагательных.
3. Разберите по членам предложение о Пушкине.
Урок 100
Работа над ошибками
Ц е л и: устранить пробелы по орфографии; обобщить знания об имени прилагательном.
Х о д у р о к а
I. Коллективная работа над ошибками по памятке (см. Приложение).
II. Индивидуальная работа.
III. Работа в группах.
– Разгадайте кроссворд.
Имя прилагательное
П о г о р и з о н т а л и: 1. Изменяемый признак имени прилагательного. 5. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». 6. Изменяемый признак имени прилагательного. 7. Форма имен прилагательных в следующих словосочетаниях: великая держава, серьезные лица, интересные телепередачи. 8. Изменяемый признак, который можно определить только тогда, когда прилагательное стоит в форме единственного числа. 9. Что обозначает имя прилагательное? 10. Форма прилагательного, которая не изменяется по падежам.
П о в е р т и к а л и: 2. Каким членом предложения может быть прилагательное в следующей форме: выступление удачно, книга увлекательна? 3. Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное? 4. Как связываются прилагательные с существительными в словосочетании?
– Обсуждение ответов.
IV. Итог урока.
– Какова роль прилагательных в нашей речи?
– От чего зависит род, число и падеж прилагательного?
– Как проверить безударные окончания имени прилагательного?
– Каким членом предложения является прилагательное?