Урок 81 Ю. П. КАЗАКОВ. РАССКАЗ «ТИХОЕ УТРО»

0
558
школьница

Урок 81 Ю. П. Казаков. РАССКАЗ «ТИХОЕ УТРО»

Цели: показать мастерство писателя в раскрытии психологических состояний персонажей; обратить внимание на параллелизм в описании картин природы и душевных переживаний героев; развивать навыки анализа текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Зачитать несколько планов, отметить достоинства и недостатки.

Образец плана.

1. «…Тут, знаешь, какая глубина»?

2. «…там осьминоги на дне лежат».

3. «…он передал одну из них Володе…»

4. «…Яшка… уставился на поплавок».

5. «Ушла…»

III. Работа по тексту (продолжение).

1. Чтение диалога по ролям. (С. 188.)

– Какое чувство испытывал Володя? (Страх. «Почему? – слабым голосом спросил Володя». Да Яшка и сам, видимо, побаивался.)

2. Зачитать строчки о первом клеве рыбы.

«Яшка тотчас с силой подсек… задрожал от ярости». Навыки настоящего рыбака!

Зачитать: «Поплавок снова качнулся… Яшка привстал… Володя подскочил… «Лещ!».

3. Беседа по вопросам.

– Почему Яшка замер, взглянув на воду? Каковы его первые действия? (…попятился вверх … прочь от воды… схватил осьминог…)

– Какое главное правило должен знать спасающий? (Никогда не подплывать к утопающему спереди, не давать ему схватиться руками!)

Задание: зачитать «Яшка, не отрывая взгляда… Яшка… вздохнул воздух и нырнул…»

– Все ли правильно делал мальчик, спасая утопающего?

– Почему «сейчас не любил он больше Володи» никого? (Мысль о том, что утопил, ударив его и скинув с себя, преследовала бы его, вероятно, всю жизнь: такое не забывается.)

– Нам понятно, почему плакал Володя, вспомнив, как он тонул; почему же плакал Яшка? (От радости, от нервного напряжения, которое должно было выплеснуться со слезами, от пережитого страха перед осьминогом и от радости, что его там нет.)

Вывод. «Учиться – всегда пригодится». «Знания в пути не тяжесть…». Знания, полученные от народа, мудрость, помогли избежать несчастья, избежать трагической развязки, и ответственность, которую на Яшку никто не возлагал, но он сам ее чувствовал. Вернуться к месту происшествия и нырять один и второй раз, рискуя своей жизнью… Это надо быть человеком. И каким человеком.

IV. Тест по рассказу «Тихое утро».

1. Жанр произведения:

а) очерк;

б) рассказ;

в) повесть.

2. Композиция произведения:

а) рамочная;

б) ретроспективная;

в) последовательная.

3. В описании Яшки и Володи используется прием:

а) сопоставление;

б) сравнение;

в) противопоставление.

4. Во фразе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укутана туманом» – используется:

а) сравнение;

б) гипербола;

в) метафора.

5. Яшка разозлился на Володю, потому что:

а) ему пришлось самому копать червей;

б) Володя пошел на рыбалку в ботинках;

в) не дождался благодарности и восхищения.

6. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного… лица», потому что:

а) все было позади;

б) спасая Володю, не струсил;

в) не дал погибнуть человеку.

7. Автор не утаил от читателя:

а) страха и колебаний Яшки;

б) потерю удочки;

в) обиду на Володю.

8. Развязка в произведении:

а) спасение Володи;

б) слезы Яшки;

в) описание омута.

Домашнее задание: подготовиться к сочинению по рассказу «Тихое утро» (характеристика мальчиков).