Ц е л ь: познакомить со склонением имен прилагательных в единственном числе.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают прилагательные под диктовку в тетрадях:
Пушистый, удивительный, больной, широкий, утренний, деревянный, молчаливый, робкий.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
II. Актуализация опорных знаний.
– Согласуйте имена прилагательные с именами существительными.
Н а д о с к е записана пословица.
На черн.. земле бел.. хлеб родится.
– Объясните смысл пословицы.
– Укажите, какой частью речи в четверостишии являются подчеркнутые слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной (прил.)
К нам пришел на выходной (сущ.).
Д л я у ч и т е л я: слово шинель произносится мягко [шын’эл’].
Упражнение 21 учащиеся выполняют по заданию учебника.
III. Формирование новых знаний.
Н а б л ю д е н и е за родовыми окончаниями имен прилагательных при склонении.
1) Учащиеся склоняют прилагательное с твердой основой (золотой), поставив его сначала в форму мужского рода, затем в форму среднего рода. Задание выполняют на доске и в тетрадях.
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. |
Золотой Золотого Золотому Золотой Золотым О золотом |
Золотое Золотого Золотому Золотое Золотым О золотом |
2) Выделяют окончания.
3) Делают в ы в о д: прилагательное золотой имеет твердую основу; в ед. ч. мужского и среднего рода это прилагательное имеет одинаковые окончания в Р., Д., Т. и П. падежах.
4) Склоняют прилагательное с мягкой основой (синий).
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. |
Синий Синего Синему Синий Синим О синем |
Синее Синего Синему Синее Синим О синем |
– Можно ли ваш вывод применить к этому наблюдению? Почему?
5) Знакомятся со сведениями о языке на с. 160.
– Зависят ли падежные окончания прилагательных от типа основы?
IV. Первичное закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 23 на доске и в тетрадях.
V. Самостоятельная работа.
Н а д о с к е записаны словосочетания: ранним утром, в свежем воздухе, в дальнем краю, могучий дуб, с синего неба.
Учащиеся письменно определяют падеж прилагательных, выделяют окончания.
По окончании работы проводится в з а и м о п р о в е р к а.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: упражнение 24, с. 161.