Задачи: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.
Ход урока
Проверка знаний и умений по теме «Главные черты рельефа России».
Возможные варианты проверки:
Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны написать их географические названия.
Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся, используя таблицы «Анализ рельефа равнин» и «Анализ рельефа гор», должны описать какую-либо форму рельефа. В результате этой работы проверяется умение сопоставлять физическую и тектоническую карты России.
Фронтальная беседа проводится по основным вопросам предыдущего урока и включает устные задания по физической и тектонической картам России.
Индивидуальный опрос:
Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).
Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).
Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).
Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Письменная проверочная работа по вариантам.
Пользуясь необходимыми картами, установите взаимосвязи
между тектоническими структурами и формами рельефа, ответы запишите в таблицы.
Вариант 1 Соответствие тектонических структур формам рельефа
|
Вариант 2 Соответствие форм рельефа тектоническим структурам
|
6. Проверка домашнего задания должна включать проверку практической работы № 3, которая выполнялась учащимися в рабочих тетрадях. |
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли. Полезные – потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Определение «полезные ископаемые» и их виды желательно записать в тетрадь, также необходимо добавить определения «месторождение», «бассейн».
Полезные ископаемые – это природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки.
По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:
Горючие, или топливные, – уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.
Металлические – руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.
Неметаллические – строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.
Месторождение – это скопление полезных ископаемых.
Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.
Получение новых знаний.
Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:
По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?
Определите основные месторождения угля и нефти.
Определите размещение месторождений железных руд.
Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?
К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?
Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?
Какими полезными ископаемыми богата территория вашей области?
Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.
Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот