Урок 8 БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»*

0
1086
физика

Урок 8 БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»*

Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,

Оглянуться не успела…

Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.

– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?

– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)

– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)

II. Объяснение нового материала.

Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.

Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:

«Осел повстречался с голодным волком.

– Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.

– Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.

Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.

У сильных свое понятие о совести».

– Есть ли в этой басне сюжет?

– Есть ли персонажи, литературный конфликт?

– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?

– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?

Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.

– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».

«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:

– Будь благословенна, о птица Юпитера!

– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.

– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!

Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.

«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.

Яд подействовал, и она издохла.

Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»

– Где мораль в этой басне?

– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?

В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.

III. Чтение статьи учебника о русских баснях.

Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».

IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве
И. И. Дмитриева
.

V. Чтение и анализ басни «Муха».

Вопросы 1, 2 на с. 31 учебника.

Домашнее задание: выучить басню наизусть.