Урок 79 ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ. «ЖИВОЕ ПЛАМЯ»
Цели: подвести к размышлению о смысле существования человека на земле, об истинных и мнимых ценностях; развивать навыки анализа текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Тест по рассказу «Кукла».
1. Жанр произведения:
а) воспоминания;
б) рассказ;
в) быль.
2. Описывая реку, рыбалку, траву, цветы, автор поднимает проблему:
а) экологическую;
б) взросления человека;
в) благодарности всему живому.
3. Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему вложен в уста:
а) учителя;
б) учеников;
в) Акимыча.
4. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным, потому что:
а) напомнил военное время;
б) дети не жалеют игрушки;
в) люди засоряют окружающую среду.
5. В этом произведении авторская позиция:
а) отчетливо выражена;
б) скрыта;
в) нейтральна.
6. Главная отличительная черта Акимыча:
а) постоянное ощущение собственной правоты;
б) жалость к обиженным;
в) чувство ответственности за все, что происходит.
7. Название этого произведения:
а) определяет его тематику;
б) имеет обобщающий смысл;
в) указывает на главного героя.
8. В основе сюжета произведения:
а) фантастика;
б) жизненная ситуация;
в) сочетание фантастики и реальности.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
б |
а |
в |
а |
а |
в |
б |
б |
III. Изучение новой темы.
1. Беседа по прочитанному рассказу «Живое пламя».
– О чем поведал нам писатель и как можно объяснить его название? («Да, сгорел… – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – …Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…» Тетя Оля смотрела на мак, но говорила о своем сыне, который погиб, вспыхнув живым пламенем. Он без оглядки спикировал на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.)
– Какие литературные приемы использует автор, чтобы показать красоту короткой, но яркой жизни маков? (Эпитеты – «трепетно-ярким огнем», «озорной» (дразнящей), сравнения – «зажженные факелом»; метафоры – «маки вспыхивали», «померкли». Автор использует прием сопоставления, сравнения.)
– О каком герое вспоминаем мы, когда читаем этот рассказ? (О Данко. «”Что сделаю я для людей?” И вдруг он разорвал руками себе грудь и вынул из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…»)
2. Чтение рассказа учителем и учениками.
Вывод. Есть две формы жизни – тление и горение; красивые и сильные выбирают вторую форму жизни; вспыхнут, как пламя, и погаснут, но память о них жива, их подвиг совершен ради людей, ради их жизни и счастья; вспомните Ужа и Сокола: «мне здесь прекрасно: тепло и сыро» – «О счастье битвы!»; маки вспыхнули и, озарив все вокруг радостью и светом, погасли; герой, одарив всех своей любовью, вспыхнул и угас. Но «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» (М. Горький.)
IV. Подведение итогов урока.
– Понравился ли вам рассказ?
Домашнее задание: составить краткий рассказ-справку о Казакове для энциклопедии, используя учебник, материал на с. 180–181.