Цели урока: продолжить формирование представления о виде как систематической категории, показать принципы классификации животных, на основе чего сформировать умения определять место животного в системе органического мира.
Оборудование: таблица «Систематические категории в зоологии», набор магнитных карточек «Классификация растений и животных» (или самодельные карточки с названием систематических категорий) в качестве динамической модели, животные уголка живой природы (хомячки сирийские и джунгарские, мыши, свинки).
С понятиями, терминами темы «классификация», «систематика», «вид», «систематические категории» учащиеся знакомились в курсе ботаники в 7 классе. Поэтому работу по теме лучше начать с актуализации опорных знаний с логическим переходом на вопросы новой темы.
Ход урока
Организационный момент
Проверка усвоения материала прошлого урока
Вариант I: выполнить все задания (кроме задания 7) тематической карты урока-конференции (см. урок 6).
Вариант II: разгадать кроссворд «Охрана животных» (см. Приложение).
Тихий опрос (беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, вто время, как класс занят другим делом). Беседа осуществляется по вопросу 7 тематической карты. Лучший ответ можно прослушать всем классом.
Актуализация опорных знаний
О Узнать по описанию, что за слово написано на доске (слово закрыто листом). Можно использовать как соревновательный момент — кто первый?
это наука;
это очень древняя наука, наука кипящая, рождающая споры и многочисленные гипотезы;
наука, которая всю свою историю находится в непрерывном становлении;
это своеобразная наука, принципы которой до сих пор подвергаются сомнениям;
объект ее исследования знаком ученым далеко не полностью;
с ней связаны этикетки с труднопроизносимыми латинскими названиями;
результат ее поиска — это сложнейшие таблицы классификации и многотомные определители;
предмет исследования — разнообразие живых организмов;
она ищет систему, в которую бы уложилось все живое в окружающем мире.
Да, эта наука — систематика. (Характеристика науки зачитывается полностью, даже если учащиеся узнали слово заранее, не доходя до последнего пункта описания). Учащиеся с помощью учителя вспоминают определение систематики.
Систематика — это наука о многообразии живых организмов, занимающаяся распределением их в разные группы по степени их родства (родства в строении и происхождении). А распределение живых организмов по группам есть классификация. Таким образом, систематика — наука, которая классифицирует живое.
В ходе беседы с учащимися следует вспомнить следующие моменты:
Карл Линней — основоположник систематики.
Описал большое количество растений и животных и дал им научное название.
Линней предложил для каждого из живых организмов «фамилию» и «имя», отныне они стали называться двумя латинскими словами: одно обозначает род, другое — вид. Такая система двойных названий живых организмов носит название бинарная номенклатура.(Здесь учащиеся приводят примеры из ботаники: ландыш майский, василек синий, горох посевной).
Впервые построил из хаоса стройное здание, в котором все известные в XVIII веке растения и животные заняли свои места. То есть Карл Линней предложил научную классификацию живых организмов. Правда, классификация эта была искусственной, так как ученый ничего не знал о сложной системе родства и даже не подозревал, какую сложную и запутанную историю имеет животный и растительный мир планеты.
Предложил свое определение вида. Карл Линней считал, что вид — это совокупность особей, похожих между собой, беспрепятственно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и не имеющих переходов к другим (сходным) видам, занимающих определенную территорию — ареал (приводим пример с комнатными растениями).
К. Линней предложил объединять сходные виды в более крупные группы — роды, роды — в отряды, отряды — в классы.
Определите количество особей, видов и родов животных, указанных в списке (задание на доске или в тематической карте).
Лисица обыкновенная. 6. Медведь белый
Медведь бурый 7. Тюлень обыкновенный
Ласточка береговая 8. Сельдь атлантическая
Тюлень гренландский 9. Ласточка деревенская
Лисица обыкновенная 10. Медведь бурый
Ответ: особей — 10; видов — 8; родов — 5
Изучение нового материала
Возникает вопрос: как обстоит дело с наиболее старым разделом зоологии — с систематикой животных? Продолжаются ли и в наше время научные исследования в этой области, или она уже выполнила свою задачу, зарегистрировав, описав и распределив по степени родства все существующее многообразие животного мира?
Приходится признать, что и через два века после того как Линней заложил ее основы, систематика еще далека от того, чтобы считать свою работу завершенной и спокойно отойти в сторону. Исследования в области систематики продолжаются и теперь, и идут в различных направлениях. Пользуясь всем многообразием современных методов исследования, систематика стремится наиболее полно отразить основные пути, по которым шло историческое развитие мира животных (совершенствует общую систему животного мира в его крупных подразделениях). Рис. 341, стр. 234 — схема развития животного мира.
В области систематики отдельных групп и по настоящее время продолжается работа по выявлению, описанию и изучению новых для науки видов животных, которые оставались неизвестными прежним исследователям. Естественно, что большую часть таких новинок дает изучение морских глубин и дебрей, тропических лесов. Число новых для науки видов ежегодно растет и в фауне давно исследованных стран, в том числе и на территории России. Много новых видов обнаруживается среди мелких и невзрачных существ и различных групп беспозвоночных, которые либо не попадались на глаза прежде, либо смешивались под одним названием со своими родичами.
Какие систематические категории используются в зоологии?
Вспомним систему растительного царства (работа с магнитными карточками или просто на доске). Рассмотрим пример:
Царство Растения
Отдел Цветковые
Класс Двудольные
Семейство Сложноцветные Рол Василек
Вид Василек синий
Успехи в зоологии привели к тому, что систематических групп стало недоставать для классификации животных, (видов животных известно более чем в 3 раза больше, чем видов растений).
О Написать систематические категории, используемые в зоологии по рис. 31 стр. 23 и выделить систематические категории, которые ученые стали вводить в классификацию животных.
Работа по таблице «Систематические категории в зоологии».
На примере крысы серой и крысы черной рассмотрите видовые признаки животных, определите их место в системе органического мира.
Если таблицы в школе нет, то точно такую же работу можно провести по схеме, подготовленной к уроку самостоятельно или рассмотреть пример с зай- цем-русаком, зайцем-беляком, зайцем-толаем, приведенный на рис. 30, стр. 23.
Вариант I
Видовые признаки крысы серой, или пасюка.
Хвост короче туловища, ухо, если его пригнуть вперед, не достигает глаза, буровато-серая окраска верхней стороны довольно резко отделяется от беловатого брюха, размножается круглый год, питается в основном животным кормом (хищнические наклонности связаны с особенностями строения кишечника), широкое распространение на территории нашей страны, обитает на полях, в хозяйственных постройках.
Видовые признаки крысы черной.
Хвост всегда длиннее туловища, ухо, пригнутое к морде, достигает глаза, окраска спины темноватая, постепенно светлеющая к брюшной стороне, размножается 2—3 раза в год, обитает в селах, лесу, питается растительными кормами.
& Рассмотренные крысы относятся к разным видам, которые характеризуются определенными признаками.
& Вид — это группа сходных по строению, образу жизни и распространению особей, способных скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.
Черты сходства серой и черной крыс: образ жизни, ночная активность, общее сходство внешнего облика и размеров.
На основании общих признаков эти виды объединяются в более крупную группу — род Крысы.
Помимо рассмотренных видов крыс, в природе встречаются животные многих других видов, например, домовая мышь. Она менее похожа на крыс, поэтому ее относят к другому роду — роду Мыши. Белку обыкновенную относят к роду Белки и семейству Беличьи. А род Крысы и род Мыши на основании общих признаков (роговые чешуйки на хвосте, ночная активность, раннее половое созревание, очень большая плодовитость и т.д.) объединяют в семейство Мышиные. Семейства мышиных и беличьих входят в отряд грызунов по сходным признакам. (К мышиным относятся и мыши белые (домашние). Их можно показать для знакомства с признаками семейства мышйных). Свинка морская, хомячок, как крысы и мыши, также принадлежат к отряду грызунов. На их примерах можно увидеть яркие черты грызунов. Сходные отряды на основании общих черт их представителей объединяются в классы.
Так, отряды грызунов и отряд хищных относят к классу млекопитающих, поскольку представители этих отрядов, несмотря на многочисленные различия, имеют важные общие признаки: волосяной покров, живорождение, вскармливание детенышей молоком. Сходные классы, в свою очередь, объединяют в наиболее общие группы — типы. Например, млекопитающие, птицы, рыбы на основе сходства строения принадлежат к типу хордовых.
О Определите место крысы серой и крысы черной в системе органического мира.
Таким образом, мы еще раз убедились в том, что и растения и животные имеют свое определенное место во всей системе органического (живого) мира. Система эта помогает нам ориентироваться во всем многообразии живых организмов. Точно знать, с кем или с чем имеют дело, кроме школьников, важно знать и хозяйственникам, и врачам, и работникам санитарной службы, да и вообще всем, кто так или иначе.сталкивается с «братьями нашими меньшими». Ошибки, когда совершенно безвредная тварь принимается за похожего на нее врага человеческого рода, иногда непоправимы. Систематика и призвана помочь им их избежать.