Урок 68. Смысловые группы наречий

0
495
физика

Урок 68. Смысловые группы наречий

Цели: систематизировать знания учеников о значении наречий; расширять речевую компетентность.

Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, работа с таблицами, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

Какие значения слова наречие вам известны?

Охарактеризуйте наречие как часть речи.

На какие вопросы отвечают наречия?

Какова обычная роль наречий в предложении?

С какими частями речи могут сочетаться наречия?

Есть ли общие грамматические признаки у наречий и имен прилагательных?

Что общего у наречий и деепричастий?

2. Упражнение 199: проверка по цепочке; устный ответ на во­ прос о значении наречий в тексте.

II . Изучение темы «Смысловые группы наречий»

1 , Слово учителя.

Наречия широко применяются в нашей речи. В зависимости от значений наречия делятся на несколько смысловых групп.

– О чем говорят наречия? (О том, как, когда, каким образом,
по какой причине и какой целью происходит действие.)

Задание: запишите значения наречий в виде таблицы, пользу­ ясь свои знаниями и материалом учебника. Примеры подберите самостоятельно.

2. Составление таблицы.

Значения

Вопросы

Примеры

1. Образ действия

как? каким образом?

умело

2. Время

когда? с каких пор? до каких пор?

утром, издавна, беско­ нечно

Значения

Вопросы

Примеры

3. Место

где? куда? откуда?

везде, налево, справа

4. Причина

почему?

5. Цель

зачем? с какой целью?

нарочно, нечаянно, назло

6. Мера

сколько? во сколько раз? на сколько? в какой сте­ пени? в какой мере?

дважды, втрое, намного, чрезвычайно, совершенно.

III. Выполнение упражнений

Упражнение 202: устно.

Упражнение 204: комментированное письмо.

Упражнение 205: дополнить таблицу примерами из упраж­ нения.

Упражнение 206: комментированное письмо.

IV . Работа с таблицей наречий, указывающих на признак

Существуют наречия, которые не называют признаки, а только указывают на них.

Прочитаем стихотворение Маршака (упражнение 97). – На какие признаки указывают наречия? Систематизируем группы таких наречий, составив таблицу:

Указательные

здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда

Неопределенные

где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где, кое-как

Вопросительно-отно­ сительные

где, когда, куда, зачем, как, почему

Отрицательные

никак, негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, незачем, нипочём, ничуть, нисколько

Упражнение 207: выразительное чтение, отнесение наречий к группам, указывающих на признаки. Комментарий. Маршак обыгрывает слова вполголоса и в два голоса. Найдем значения слов в словаре. Наречие вполголоса значит негромко; в два голоса значит пар­ тия на два голоса в музыкальном произведении.

[ V . Работа над речевыми нормами

Упражнение 209: вместо слова обратно необходимо употребить S слово опять (снова).

Домашнее задание

1. § 33.

Упражнения 208, 210.

Творческая работа: сочинение по картине И. Попова «Первый снег» (упражнение 211).