Цели: ввести правило нахождения числа по его дроби; показать его применение при решении задач.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольной работы
1. Ознакомить учащихся с результатами контрольной работы.
2. Решить задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок.
III. Сообщение темы урока
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». (Я.-А. Каменский)
— Эти слова будут девизом урока. И этот день не будет несчастным, потому что мы опять будем узнавать что-то новое. Задачи на нахождение числа по его дроби мы с вами уже решали в 5 классе, но сегодня будем их решать новым способом.
IV. Устный счет
1. Собственная скорость лодки 8 км/ч. С какой скоростью она будет плыть против течения реки, если скорость реки 3 км/ч?
2. Сколько будет десятков, если 3 десятка умножить на 2 десятка? (60.)
3. С помощью четырех 7 выразить каждое число от 1 до 10, используя математические знаки действий (сложение, вычитание, умножение, деление, скобки). Например:
V. Изучение нового материала
— Прочитайте дроби:
— Как по-другому можно их назвать? (Половина, четверть, треть, сотая.)
— Расположите эти дроби в порядке возрастания.
— Почему именно так расположили? (Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.)
— Вывод: чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
1. Найдите:
2. Сколько дециметров в половине метра? (5 дм.)
3. Найдите 1/2 часть самого меньшего шестизначного числа. (50 000.)
4. Сколько часов в 2/3 частях суток? (16 часов.)
5. Сколько секунд в 3/4 частях минуты? (45 секунд.)
6. Сколько минут в четверти часа? (15 минут.)
7. В классе 30 учеников, из них 2/5 части хорошисты. Сколько хорошистов в классе?
8. Сколько месяцев содержит 1/6 года? (2 месяца.)
9. Длина проволоки 64 м. От нее отрезали 5/8 частей. Сколько метров проволоки отрезали?
10. Задумали число, 3/5 которого равны 15. Какое число задумали? (15 : 3 · 5 = 25.)
— Мы должны научиться решать задачи на нахождение числа по его дроби новым способом.
VI. Закрепление изученного материала
— Сформулируйте правило нахождения числа поданному значению дроби.
1. Найдите число, если (запись решения на доске и в тетрадях):
1) 3/7 его равны 21 (сравните его с числом 21);
2) 2/3 его равны 54 (сравните его с числом 54);
3) 11/5 его равны 110 (сравните его с числом 110);
4) 7/4 его равны 56 (сравните его с числом 56).
Решение:
— Какой вывод можно сделать? (Если дробь правильная, то число получается больше значения дроби, если дробь неправильная, то число меньше значения дроби.)
VII. Работа над задачей
1. № 647 стр. 105 (после подробного разбора вместе с учителем, запись решения у доски, в тетрадях).
— Прочитайте задачу. Что известно? (Что девочка прошла на лыжах 300 м.)
— Это вся дистанция? (Нет, только ее часть.)
— Что надо найти? (Всю дистанцию.)
— Вся дистанция — это целое, то есть надо найти число по его дроби.
— Что еще известно? (300 м — это 3/8 от всей дистанции, то есть от целого.)
— Как найти число по его дроби? (Надо значение дроби — 300 разделить на дробь 3/8.)
— Запишите решение.
Решение:
(Ответ: 800 м длина всей дистанции.)
2. № 661 стр. 106 (с подробным комментированием у доски и в тетрадях).
1 день — ? т., 40% от всех.
2 день — ? т., 53% от всех.
3 день – 847 т.
1) 40 + 53 = 93% — тетрадей продано за два дня.
2) 100 — 93 = 7% — продано в третий день.
3) 7% = 0,07
4) 847 : 0,07 = 84 700 : 7 = 12 100 (т.) – всего.
(Ответ: 12 100 тетрадей.)
VIII. Физкультминутка
IX. Повторение изученного материала
1. Найдите (устно):
а) 2/9 от 18 кг; б) 3/5 от 300 руб; в) 4% от 2000 км; г) 15% от 4000 м.
(Ответ: 4 кг, 180 руб., 80 км, 600 м.)
2. Найдите (на доске и в тетрадях):
а) 3/4 от числа а;
б) 5/7 от числа b;
в) 2% от числа с;
г) m/n от числа 60.
Решение:
3. № 674 (1 столбик) стр. 108 (самостоятельно, устная проверка).
— Сформулируйте правило деления дробей.
(Ответ: )
X. Самостоятельная работа
(Взаимопроверка.)
Вариант I. № 675 стр. 108.
Вариант II. № 676 стр. 108.
XI. Подведение итогов урока
— Сформулируйте правило нахождения числа поданному значению его дроби.
Домашнее задание
№ 680 стр. 108; № 685 стр. 109; № 691 (а) стр. 110.