Урок 61. ИТОГОВЫЙ УРОК ПО КУРСУ «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»

0
750
литература

Задачи: закрепить и проверить знания и умения, получен­ные при изучении физической географии России, о природных компонентах и природных районах; совершенствовать умения ра­ботать с различными источниками географической информации; развивать навыки общения учащихся при групповой работе.

Ход урока

Итоговый урок проводится в виде командной игры «Конкурс знатоков». Для этого класс делится на 5 команд по 4 – 5 человек в каждой. Команда заранее выбирает свое название, готовит эмблему и девиз.

Все задания оцениваются жюри, в состав которого входят учите­ля географии и учащиеся – участники олимпиад по географии. За каждое задание команды получают определенное количество бал­лов. Побеждает команда, набравшая максимальное количество бал­лов; ее участники получают «5». Команда, занявшая второе место, – «4». Остальные – на усмотрение учителя и жюри.

Конкурс 1

«Тайна в конверте № 1» – предлагается из фрагментов кон­турной карты собрать природный район, назвать его и показать на карте (5 баллов),

«Тайна в конверте № 2» – зачитать предлагаемый отрывок, определить природный район (7 баллов).

Текст 1

В переводе с тюркского языка означает «пояс». Своеобразием является отчетливо выраженная асимметрия его западного и вос­точного океанов, много карстовых воронок, пустот, пещер. Созда­но много прудов-водохранилищ. Континентальность климата на­растает с северо-запада на юго-восток.

(Урал.)

Текст 2

Горы расположены в глубине материка на значительном рас­стоянии от океанов. Они богаты железными, полиметаллическими рудами, золотом и др. Климат меняется от континентального до резко континентального. Почти везде встречается в виде островов многолетняя мерзлота.

(Пояс гор Южной Сибири.)

Текст 3

В центральной части осевой зоны гор на поверхность выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь на­ходятся все «пятитысячники» России. Горные реки бурные. У ос­нования лесного пояса распространены заросли колючих кустарни­ков – шибляка. Ведется заготовка древесины бука, ели, пихты, ду­ба, сосны. Этот район известен как место отдыха, туризма, лечения.

(Кавказ.)

Текст 4

Это преимущественно горная территория, расположенная в об­ласти мезозойской и кайнозойской складчатости. Зимой осадков выпадает мало, мощность снежного покрова невелика, поэтому грунты промерзают на значительную глубину. Здесь можно встре­тить каменно-березовые леса, шеломайник, борщевик, маньчжур­ский орех, дикие груши и яблони. Деревья перевиты лианами.

(Дальний Восток)

Текст 5

Площадь равнины в пределах России около 3 млн. км2. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Континентальность нарас­тает к востоку и особенно к юго-востоку. Самое большое озеро равнины имеет среднюю глубину -51м, площадь – 17 700 км2. Равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, плодо­родные степи и обширные леса способствовали ее заселению и ос­воению с древних времен.

(Русская равнина.)

Конкурс 2

«Тайна в конверте № 3» – зачитать предлагаемый отрывок, узнать природный компонент, заполнить схему «Природный ком­плекс» (5 баллов).

После того как схема «Природный комплекс» заполнится, вопрос к классу: какие природные компоненты были забыты? (1 балл).

Текст 1

В. В. Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом» природы, подчеркивая нам тем самым, что природный компонент отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь ре­зультатом этого взаимодействия.

(Почва.)

Текст 2

Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А. И. Воейков писал, что это «…продукт климата. Од­нако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы».

(Вода и внутренние воды.)

Текст 3

Этот природный компонент оказывает влияние на все компо­ненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность челове­ка… Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние 4 группы факторов: географическое положе­ние, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилаю­щаяся поверхность.

(Климат.)

Текст 4

Этот природный компонент определяет внешний вид террито­рии и играет большую роль в жизни природы и человека. Природ­ный компонент предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот при­родный компонент тоже приспособился к определенным условиям существования, поэтому распространение зависит от климатиче­ских условий и характера почв.

(Растительность.)

Текст 5

Этот природный компонент очень разнообразен. Приспосабли­вается к определенным условиям существования, распространение зависит от климатических условий, растительности и характера почв.

(Животный мир.)

Конкурс 3

«Визитная карточка природного района»

Учащимся предлагается написать и прочитать название своего района, используя как можно меньше слов, учитывая все природ­ные компоненты (10 баллов). (Например: Дальний Восток – Тихий океан, Ключевская Сопка, муссоны, наводнения, Амур, нефть, ус­сурийский тигр, женьшень).

Конкурс 4. «Знатоки карты»

От каждой команды участвуют по одному человеку. Ученик, стоя спиной к карте, получает карточку, где указывается географи­ческий объект. Например: 1-я команда – полуостров Камчатка; 2-я команда – хр. Сихотэ-Алинь; 3-я команда – Кольский полуостров и т. п. Вначале ученик устно определяет физико-географическое по­ложение территории, далее поворачивается к карте и показывает объект. Жюри оценивает ответы. Возможны дополнения и исправ­ления от членов команды.

Конкурс 5. «Географическая дуэль»

Принимает участие по 1 человеку от команды. Ученики встают с двух сторон карты. Учитель называет объект, кто быстрее его по­кажет, тот и выигрывает. Каждой паре надо показать 5 объектов. Сначала соревнуются 1-я и 2-я команды. Победитель остается, по­бежденного заменяет представитель 3-й команды и т. д. до основ­ного победителя.

Жюри подсчитывает баллы. Награждает победителей. Учитель подводит итоги урока, благодарит всех за участие.