Цель занятия: расширять представления детей о счастье, его многогранности; развивать стремление радоваться настоящему; обучать навыкам позитивного восприятия мира.
Методы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, аудиозапись из серии «Музыка для души», запись «Фортепианные этюды» А. Скрябина, «Вальс цветов» П.И. Чайковского, корзинка с яблоками.
Круг радости
– Сегодня на занятии мы будем говорить о счастье. Скажем
дружно и весело:
Счастье – наш чудесный круг!
Счастье – твой надежный друг!
Счастье – поздороваться с утра
С кем расстался ты вчера!
Наедине с собой
Дети подходят к стульям, садятся. Звучит музыка.
– Похолодало. В природе чувствуется скорое приближение
зимы.
А мы представим, что за окном жаркое лето. Светит ласко вое солнышко. Оно согревает своими лучами мягкий, золоти стый песок. Вы чувствуете босыми ногами, какой он горячий.
Вы не спеша, идете вдоль берега голубого моря. Теплая вода ласково касается ваших ног. Она как будто шепчет вам: «Здравствуй, малыш! Посмотри вокруг – как красива и необъятна природа! Какое счастье любоваться ею! Какое счастье видеть солнце! Какое счастье слушать пение птиц и радоваться этому дню! Какое счастье, что ты живешь в этом огромном мире!» Послушайте себя (пауза).
– Вы почувствовали себя счастливыми? Как вы это поняли?
(Рассуждения детей).
Почитаем (чтение с остановкой)
О. Хухлаева. Сказка «Хочу быть счастливым»
Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым. Поэтому он часто спрашивал у своей мамы: «Мам! Я стану счастливым?» – «Не знаю, сыночек. Я очень бы этого хотела, но сама не знаю», — ответила мама-кошка. – «А кто знает»? – допытывался котенок. – «Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, им виднее», – отвечала мама, улыбаясь.
И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром и солнцем. Залез он на самую высокую березу в их дворе и закри чал: «Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!»
И услышал он глухой сильный голос. Однако кому этот голос принадлежал, он так и не понял, но запомнил на всю жизнь…
Воспитатель прерывает чтение.
– Ребята, как вы думаете, что ответил ему голос?
(Рассуждения детей)
Воспитатель продолжает:
И услышал он глухой сильный голос. Однако кому этот го лос принадлежал, он так и не понял, но запомнил на всю жизнь:
Ты хочешь быть счастливым – значит, будешь счастливым!
Побеседуем
– Какой совет получил котенок?
Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье, счастье каж дого человека?
(Рассуждения детей).
– Быть счастливым мечтает и маленький, и взрослый. Ведь человек родился для того, чтобы быть счастливым. Родился чел овек — это счастье; мама и папа, родные и друзья рядом — это счастье; посадить дерево и вырастить его – это счастье; помочь
другу в трудную минуту — это тоже счастье.
Счастье всегда дружит с добротой и радостью, любовью и уважением, миром и красотой.
Упражнение «Эхо Счастья»
Воспитатель выразительно читает текст, выдерживая паузы. Дети повторяют каждую вторую строчку, как эхо, приложив руки «рупором» к губам.
Видеть солнце – это счастье? Счастье, счастье, счастье…
Улыбнуться маме – счастье? Счастье, счастье, счастье…
Помириться с другом – счастье? Счастье, счастье, счастье…
Пожалеть котенка – счастье? Счастье, счастье, счастье…
Получить подарок – счастье?
Счастье, счастье, счастье…(и т.д.).
Творческая работа
– Подумайте, на что похоже счастье, и нарисуйте.
Дети выполняют задание, затем рассказывают о своем ри сунке, создается выставка.
– Есть замечательное стихотворение о том, как выглядит счастье. (Воспитатель читает стихотворение).
Г. Дробиз. «Счастье»
Счастье, счастье, – что за птица?
Где летает, где таится?
Злым и хитрым не дается
И над жадными смеется!
Если хочешь быть счастливым, Честным будь и терпеливым. Полюби добро и труд
Глянешь, счастье тут как тут!
– Кто внимательно слушал стихотворение, тот сможет ответить на мой вопрос:
В чем заключается секрет счастья? (Рассуждения детей).
– Вспомните моменты, когда вы чувствовали себя счастли вым человеком.
Поразмышляйте, что нужно еще человеку для счастья? (Ответы детей).
Обобщаем
– Сегодня на занятии мы узнали много интересного о сча стье, пофантазировали, как оно может выглядеть. Счастье похо же на солнечный луч, который согревает своим теплом сердце.
Я желаю вам всегда быть здоровыми и счастливыми!
Круг «От сердца к сердцу»
(Воспитатель и дети встают в круг).
– Фея Любви прислала вам в подарок угощение. Эти яблоки
непростые, они из Сада Счастья.
(Воспитатель угощает детей яблоками).
Домашнее задание
– Раскрасьте в альбоме «птицу счастья».
Дополнительный материал к занятию:
А. Костецкий «Встань, как только солнце встанет»
Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку,
Руку луч тебе протянет.
Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама,
И умытым и обутым, всё, прибрав, иди к ней прямо.
К скажи ей: «С добрым утром;»
И потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И весёлым, интересным
День твой должен получиться!
Упражнение «Обнималки»
На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем, только крепко прижавшись, друг к другу. Взрослый говорит: «Вы — скалолазы, которые с боль шим трудом забрались на вершины самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:
Мы – скалолазы
До верха дошли,
Ветра проказы
Нам не страшны.
Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень ма ленькая, а за чертой — глубокая бездна. Поэтому, на ней можно стоять только очень тесно, прижавшись друг к другу, и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют.