Закон Ома для участка электрической цепи

0
652

Цели: установить зависимость между силой тока, напряжением на од­нородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Демонстрации: зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении; зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка знаний

С целью проверки качества усвоения знаний учитель может провести в начале урока фронтальный опрос по изученной теме либо письменную проверочную работу. Можно провести и комбинированную проверку: учи­тель фронтально работает с классом в то время, когда несколько учеников выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Можно предложить следующие варианты индивидуальных заданий:

Уровень 1

1. Кусок медной проволоки разрезали пополам. Изменилось ли сопро­тивление проволоки? Во сколько раз?

2. Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сопротивление какого провода больше?

Уровень 2

Имеются две проволоки одинакового сечения и длины. Одна прово­лока – из меди, другая – из никелина. Какая из них имеет большее сопротивление? Почему? Во сколько раз?

2. Удельное сопротивление нихрома 1,1. Что это значит? Каково сопротивление проволоки длиной 1 м и поперечным сечением 10 мм2?

Уровень 3

1. Чему равно сопротивление 100 м медного провода сечением 1 мм2?

2. Сколько метров никелинового провода сечением 0,1 мм2 потребуется для изготовления реостата сопротивлением 180 Ом?

Уровень 4

1. Какой проводник представляет большее сопротивление для постоян­ного тока: медный сплошной стержень или медная трубка, имеющая внешний диаметр, равный диаметру стержня? Длину обоих провод­ников считать одинаковой.

2. Шнур телефонной трубки состоит из 20 медных проволочек сечени­ем 0,05 мм каждая. Определите сопротивление 5 м такого шнура.

3. Как определить длину изолированного медного провода, свернутого в большой моток, не разматывая его?

III . Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

2. Закон Ома.

3. Применение закона Ома.

1. Электрический ток в цепи – это направленное движение заряженных частиц в электрическом поле. Чем сильнее действие электрического поля на эти частицы, тем и больше сила тока в цепи. Но действие поля характе­ризуется напряжением. Поэтому можно предположить, что сила тока зави­сит от напряжения. Эту зависимость можно установить экспериментально.

Эксперимент показывает, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем. Эту зависимость желательно проиллюстрировать графически – по­строить график зависимости

2. Закон Ома для участка цепи можно установить экспериментально:

Существует много описаний соответствующих опытов и установок, ко­торые можно сгруппировать следующим образом:

а) опыты с установкой, в которой осуществляется замена резисторов;

б) опыты с демонстрационным магазином сопротивлений;

в) опыты с демонстрационным реохордом.

Во всех этих опытах применяют демонстрационные амперметр и вольтметр.

Демонстрации проводят в два этапа. Сначала устанавливают зависи­мость силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряже­нии на данном участке цепи. По результатам этого опыта обнаруживают обратно пропорциональную зависимость силы тока от сопротивления про­водника:

На втором этапе, не меняя сопротивления, измеряют силу тока при раз­ных значениях напряжения на данном участке цепи. По результатам этого опыта устанавливают прямую пропорциональную зависимость силы тока от напряжения.

Результаты обоих опытов обобщают и формулируют закон Ома для участка цепи:

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

3. Применение закона Ома. После установления закона Ома целесообразно закрепить его понимание решением соответствующих задач. Учащиеся долж­ны из закона Ома получать производные формулы: R = U | I

Кроме того, необходимо научить учащихся решать комбинированные задачи с использованием зависимостей

IV . Решение задач

Домашнее задание

§ 38 учебника; вопросы и задания к параграфам.

Упражнение 18-19