Курс 7 класса уместно завершить итоговым занятием, посвятив ему два учебных
часа.
Во-первых, на таком занятии можно, ещё раз обратившись к основному содержанию учебника (например, с помощью оглавления), вспомнить наиболее существенные вопросы курса, предложив учащимся ответить на вопрос: какие темы курса
7 класса они считают наиболее важными и почему?
Во-вторых, завершение учебного года даёт основания для определения, чему научились ребята за год, в чём продвинулись в своих практических и познавательных действиях, какие новые эмоциональные переживания испытали, как изменились за год их интересы, в какой мере в этом им помог курс обществознания.
Опыт работы с курсом в предыдущие годы, знание особенностей класса позволят учителю выбрать вариант проведения итогового занятия.
Урок-конференция
Примерный план:
1. Зачем человеку правила жизни в обществе.
2. Закон на страже человека и человек на страже закона.
3. Экономика: от производства до потребления.
4. Охранять природу — значит охранять жизнь.
При необходимости учитель может выделить по каждому вопросу конференции несколько аспектов и предложить выступающим на конференции обсудить их, а возможно, и подготовить сообщения.
Для определения тематики выступлений на итоговой конференции учителю полезно проанализировать собственный опыт работы с данным классом и отобрать те сюжеты курса, которые представляют наибольшую сложность для ребят или вызывают их повышенный интерес.
При подготовке сообщений для выступления на конференции может быть использована и дополнительная литература, которая была рекомендована к отдельным темам курса.
Урок-собеседование
Можно провести этот урок в форме фронтального или группового собеседования по вопросам:
1. Какие отношения называют межличностными? В чём проявляются их особенности?
2. Какую роль общение играет в жизни людей?
3. Какие группы называют малыми? Какие малые группы сопровождают человека всю его жизнь?
4. Каким образом надо построить общение, чтобы избе жать конфликта?
5. Что общего у разных видов социальных норм? В чём их особенности?
6. Охарактеризуйте важнейшие права человека. На какие группы можно разделить эти права?
7. Как связаны между собой закон и свобода? Каким образом закон может выступать в качестве меры справедливости?
8. В чём состоит воинский долг и воинская обязанность?
9. Как связаны воинская служба и дисциплина?
10. Какие виды дисциплины существуют? В чём состоит значение дисциплины на производстве?
11. Что такое правонарушение? За какие правонарушения несёт ответственность подросток?
12. Что представляют собой правоохранительные органы?
13. Чем занимается экономика как наука?
14. Чем определяется мастерство работника? Как оно влияет на оплату его труда?
15. Что такое предпринимательство?
16. Какие формы обмена существуют в обществе? Чем бартер отличается от торговли?
17. Зачем экономике нужны деньги? Какие функции они выполняют?
18. Что общего у хозяйства страны и хозяйства семьи?
19. В чём проявляется экологический кризис?
20. Каковы основные правила экологической морали?
Урок-викт орина
В отличие от предыдущего варианта вопросы и задания к викторине может готовить не только учитель, но и сами учащиеся. В течение учебного года можно собирать любопытные вопросы, предлагать семиклассникам подбирать интересные задания (задачи), использовать при этом материалы текущей печати, актуальные данные: ситуации, фактический материал, характеризующий экономическую жизнь своего края, города, села и т. д., статистические данные, отражающие разные аспекты взаимоотношения человека и экономики. Кроме того, это могут быть правовые ситуации, данные о состоянии правопорядка, конкретные случаи из жизни класса, школы, связанные с проблемой «человек и закон».
Урок-встреча с интересным человеком Учитывая, что семиклассники изучили некоторые аспекты права и экономики, можно закончить учебный год встречей со специалистом (экологом, юристом или экономистом). Такая встреча требует подготовки. Важно не только сориентировать приглашённого гостя на тот круг вопросов, который знаком ребятам и может быть дополнен рассказом профессионала. Не менее важно подготовить аудиторию к встрече с человеком, профессия которого требует специальных знаний по праву или экономике. Если подготовка гостя (гостей может быть и несколько) предполагает введение его (их) в контекст содержания курса, беглое знакомство с учебником, кругом охваченных им вопросов, то подготовка класса — дело более длительное и сложное.
Предварительно можно провести анкетирование учащихся с целью получения обратной связи, отклика ребят о важнейших результатах работы на уроках обществознания и вокруг них.
1. Заканчивается ещё один учебный год. Скоро будет перевёрнута последняя страница учебника по обществознанию для 7 класса. Какая тема приходит тебе на память, когда ты вспоминаешь прошедшие за год занятия с этим учебником?
2. Если бы можно было с помощью обратной съёмки вернуться в любой учебный день прошедшего года, повторно провести любой урок обществознания, на каком уроке ты хо тел бы побывать ещё раз?
3. Чем тебе запомнился этот урок?
4. Что бы ты хотел сделать на нём иначе?
5. Какой вопрос так и остался для тебя самым непонятным?
6. О чём ты хотел бы узнать от специалиста-профессионала?
7. На шкале от 0 до 10 размести в порядке предпочтений темы курса 7 класса. При этом учти, что, чем больше тебе понравилась та или иная тема, тем ближе к 10 баллам она должна находиться на шкале. На каждом делении шкалы может находиться любое количество тем курса. Ты не обязан указывать все темы до единой.
8. А теперь на такой же шкале размести разные способы твоей работы на уроках обществознания (например, комментированное чтение учебника, работа в группах, игра, дополнительное сообщение, беседа по вопросам для самопроверки, обсуждение вопросов и заданий рубрики «Обсудим вместе», выполнение творческих заданий и т. п.).
9. О каких профессиях, связанных с изученным в нынешнем учебном году материалом курса обществознания, ты узнал?
10. О каких профессиях ты хотел бы узнать дополнительно?
11. Какие вопросы ты бы задал юристу-профессионалу?
12. Какие вопросы ты бы задал профессиональному экономисту?
Обработав полученные результаты, учитель может более продуктивно организовать работу гостю-профессионалу в какой-либо отрасли, который будет приглашён в класс или с которым планируется встреча на его рабочем месте.
На итоговом занятии курса уместно награждение отличившихся в течение учебного года ребят в разных номинациях. Например:
— за самый умный вопрос;
— за самый точный вывод;
— борцу за справедливость;
— за самый удачный ответ;
— за верность теме;
— за лучший рассказ по теме курса («Золотое перо»);
— за лучший рисунок по теме курса («Золотая кисть»).