Предлагаемое вашему вниманию пособие – составная часть учебно-методического комплекта по курсу географии 7 класса. Программа курса отвечает требованиям образовательного стандарта, ей соответствует новый учебник “Материки, океаны, народы и страны” (Страноведение), выпущенный Издательским центром “Вентана-Граф” в 2007г.
Курс географии 7 класса всегда занимал особое место в изучении географии в школе: до недавнего времени он был самым большим по объему, вызывал особый интерес у учащихся и наиболее полно удовлетворял потребности современных школьников в географических знаниях о Земле, ее материках и океанах, а главное, о народах и странах. В настоящее время роль курса еще более возрастает, усложняются его образовательные и воспитательные функции – это связано с тем, что не все дети продолжают обучение в полной средней (профильной) школе, где традиционно изучают курс географии мира.
Увеличение в содержании курса страноведческой составляющей требует, чтобы учитель уделял особое внимании формированию в сознании учеников географических образов объектов природы, природных комплексов, народов мира, отдельных территорий материков (например, природных зон), стран и их крупных частей (например, Восточного и Западного Китая). Географические образы – это устойчивые пространственные представления, особые компактные модели географических объектов и явлений, которые, обогащая эмоциональный фон урока, помогают усвоению основного учебного материала. Географические образы учитель создает, опираясь на образную память и воображение школьников, с помощью средств наглядности, яркого эмоционального рассказа, чтения отрывков из литературных произведений. Создание образа связано с формализацией учебного материала, сжатием, концентрацией наиболее значимых географических представлений. Учителями географии давно применяется метод обучения школьников посредством графического конспектирования, то есть кодирования учебной информации с помощью символов, выраженных в логических опорных сигналах или конспектах. Географические образы при этом предстанут совокупностью наиболее характерных ярких символов, знаков (в том числе, словесных описаний), ключевых представлений о какой-либо реальной территории.
В процессе изучения географии материков, океанов, народов и стран складывается особенно много картографических образов. Поэтому практически на каждом уроке необходима организация практических работ по анализу, сопоставлению и наложению карт различного содержания.
В настоящее время в процессе обучения все большее внимание уделяется формированию компетентностей, деятельностному подходу, организации самостоятельной познавательной деятельности школьников, учебному исследованию, проектной исследовательской деятельности. В связи с этим в пособии приведены рекомендации к организации практических работ различного содержания и уровня сложности. Учащимся, которые проявляют особый интерес к изучению географии, следует предлагать самостоятельные и практические работы творческого характера.
Следует учитывать, что в федеральном базисном учебном плане изучение курса рассчитано на два учебных часа в неделю, однако в школах некоторых регионов России по давней традиции выделяют дополнительный час из регионального или из школьного компонента. Поэтому в таблице приводятся два варианта планирования.
Примерное распределение времени на изучение курса
Разделы и темы |
Количество часов в неделю |
|
|
при 2-х учебных часах в неделю |
при 3-х учебных часах в неделю |
|
|
Введение |
2 |
2 |
|
Раздел I. Современный облик планеты Земля. Геологическая история Земли Происхождение материков и впадин океанов |
1 |
2 |
|
Географическая среда – земное окружение человеческого общества |
1 |
1 |
|
Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность |
1 |
2 |
|
Освоение Земли человеком. Расселение людей и разнообразие народов |
1 |
1 |
|
Особенности расселения людей. Страны мира |
1 |
2 |
|
Религии мира и культурно-исторические регионы Земли |
1 |
2 |
|
Раздел II. Главные особенности природы Земли |
|
|
|
Рельеф. Планетарные формы рельефа |
1 |
2 |
|
Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых |
1 |
1 |
|
Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности |
1 |
1 |
|
Климаты Земли. Климатообразующие факторы |
1 |
2 |
|
Климатические пояса |
1 |
2 |
|
Климат и человек |
1 |
1 |
|
Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы |
1 |
2 |
|
Воды суши. Закономерности их питания и режима |
1 |
2 |
|
Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности |
1 |
1 |
|
Природные зоны. Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропических поясов |
1 |
2 |
|
Природные зоны субтропических поясов |
1 |
2 |
|
Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов |
1 |
2 |
|
Самые крупные природные комплексы Земли – материки и океаны. Особенности природы и населения южных материков |
1 |
1 |
|
Особенности природы и населения северных материков |
1 |
1 |
|
Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах |
1 |
2 |
|
Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах |
1 |
2 |
|
Раздел III Континенты и страны Африка. Особенности природы Африки |
1 |
2 |
|
Население и политическая карта Африки |
1 |
1 |
|
Северная Африка. Египет |
1 |
1 |
|
Западная и Центральная Африка. Нигерия |
1 |
1 |
|
Восточная Африка. Эфиопия |
1 |
1 |
|
Южная Африка. ЮАР |
1 |
1 |
|
Австралия и Океания. Особенности природы Австралии |
1 |
2 |
|
Австралийский Союз (Австралия) |
1 |
2 |
|
Океания |
1 |
1 |
|
Южная Америка. Особенности природы |
1 |
2 |
|
Население и политическая карта |
1 |
1 |
|
Внеандийский Восток. Бразилия |
1 |
1 |
|
Аргентина |
1 |
1 |
|
Андийский Запад. Перу. Чили. Венесуэла |
1 |
2 |
|
Антарктида. Особенности природы |
1 |
2 |
|
Северная Америка Особенности природы |
1 |
2 |
|
Соединенные Штаты Америки |
1 |
2 |
|
Канада |
1 |
1 |
|
Страны Средней Америки. Мексика |
1 |
2 |
|
Евразия. Основные черты природы Евразии. Население материка |
1 |
2 |
|
Северная Европа. Швеция и Норвегия |
1 |
1 |
|
Финляндия. Дания. Исландия |
1 |
1 |
|
Западная Европа. Великобритания и Ирландия. Нидерланды |
1 |
2 |
|
Бельгия. Германия. Австрия |
1 |
1 |
|
Франция. Швейцария |
1 |
2 |
|
Страны Восточной Европы. Польша. Страны Балтии |
1 |
2 |
|
Белоруссия. Украина. Молдавия |
1 |
2 |
|
Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария |
1 |
2 |
|
Южная Европа. Испания. Португалия. Италия |
1 |
2 |
|
Греция и Балканские страны |
1 |
1 |
|
Юго-Западная Азия |
1 |
2 |
|
Юго-Западная и Южная Азия. Индия |
1 |
2 |
|
Страны Центральной Азии |
1 |
2 |
|
Восточная Азия. Китай |
1 |
2 |
|
Япония |
1 |
1 |
|
Юго-Восточная Азия. Индонезия |
1 |
2 |
|
Раздел IV. Природа Земли и человек. Природа – основа жизни людей |
1 |
1 |
|
Изменение природы человеком |
1 |
1 |
|
Роль географической науки в рациональном использовании природы |
1 |
1 |
|
Резерв времени |
5 |
4 |
|
Итого |
68 |
102 |












