Весенняя экскурсия

0
539
литература

В связи с требованиями образовательного стандарта в географическом образовании школьников возрастает роль практических умений и навыков, которые формируются не только на уроках, но и во время работы на местности, при проведении учебных экскурсий.

Цели экскурсии: выявление на местности природных комплексов, различия между которыми обусловлены неодинаковыми условиями освещения и увлажнения; составление описания этих комплексов; выявление взаимосвязей между компонентами комплексов, степени их антропогенного изменения; составление простейшего плана местности, на которой изучаются природные комплексы.

Время проведения экскурсии: целесообразно провести экскурсию перед изучением последнего раздела, чтобы собрать местный материал, необходимый для изучения вопросов взаимодействия природы и общества.

Средства обучения: воздушный и водный термометры, рулетка, компасы, планшеты, и др.

Методы, приемы, формы учебной деятельности. В ходе проведения экскурсии целесообразно применять частично-поисковые и исследовательские методы, различающиеся по характеру познавательной деятельности, а также практические методы. Перед проведением экскурсии учитель дает задания, организует сбор оборудования. Каждый ученик должен иметь полевой дневник, который он должен заполнить и сдать учителю по окончании экскурсии.

Учащиеся работают не только в группах, но и индивидуально, каждый вносит в дневник экскурсии результаты наблюдений. В дневнике экскурсии предлагается составить и заполнить таблицу:

Содержание заданий

Виды природных и антропогенных комплексов

Результаты наблюдений

Выводы (причины и взаимосвязи компонентов)

Проведение учебных экскурсий сложно организовать в условиях больших городов. В опыте работы школ практикуются комплексные экскурсии по географии, биологии, математике, физике и другим предметам. Администрация школы выделяет специальные экскурсионные дни, создает условия для вывоза школьников на загородные учебные базы, где есть условия для организации наблюдений в полевых условиях, для исследовательской работы учащихся.