Вариант урока «Формула здоровья» по учебнику А. С. Батуева

0
608
физика

Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества.

Оборудование: тесты-опросники, доска со словами «Факторы здоровья», жетоны, таблицы «Вред курения», «Вред алкоголя», плакаты с пословицами и поговорками

о здоровье

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята. Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в при­ветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

Сегодня у нас необычный урок, сегодня вы не просто зрители действий, которое будет происходить на сцене, – сегодня мы вместе с вами выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.

Каждое объединение – это команда, а команде, как известно, необходимы четкость и слаженность. От этих качеств зависит успех команды. На протяжении всего сеанса каждое объединение может зарабатывать жетоны, а потом мы определим победителя.

Изучение новой темы

«Omnia теа тесит porto» (лат. — все свое ношу с собой)» — сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека – он сам. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наиболь­шей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Еще в XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здо­ровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него реши­тельно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».

Но вернемся к самому началу. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье?

Учащиеся предлагают ответы. Самым активным вручаются жетоны.

До 1940 г. здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Для первого этапа характерно противо­поставление понятий «здоровье – болезнь». Второй этап трактовки здоровья связан с включением в его определение понятия внешней среды: здоровье – такое состояние ор­ганизма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Итак, приглашаются представители от каждого объединения, которые хорошо разбираются в вопросах здоровья. Если отвечаете правильно, делаете шаг вперед, если неправильно – шаг назад.

Викторина

Согласны ли вы, что зарядка – источник бодрости ит здоровья? (Да.)

Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет.)

Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? ()Нет).

Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да.)

Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)

Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)

Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)

Отказаться от курения легко? (Нет.)

Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет.)

Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (Да.)

Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)

Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)

Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (Да.)

Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (Да.)

Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет.)

Все, кто дал больше 10 правильных ответов, получают жетоны и садятся на место. А остальным предлагаю сделать прыжок вперед. Подравняйте носочки. Прошу вас ладонями достать пол. Сцепите руки за спиной и присядьте несколько раз. Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делаем? (Разминка, физнагрузка, зарядка, одним сло­вом – активный образ жизни! Он способствует укреплению здоровья или нет? Да.)

На доске «Факторы здоровья» учитель записывает «активный образ жизни» в гра­фу положительных ответов.

Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто более один раз в году? А кто более 2 и более образ?

Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естес­твенно быть здоровым! Ученые доказывают, что человек должен жить 150-200 лет! Так, например, древние греки (пеласги) считали, что умереть в 70 лет – это почти то же самое, что умереть в колыбели. Как свидетельствуют историки, продолжитель­ность жизни пеласгов составляла около 200 лет. При этом до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и не седели.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10 % зависит от наследствен­ности, на 5 % – от работы медиков. Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

На продолжительность жизни людей влияют различные факторы – наследствен­ность, окружающая среда, вредные привычки, образ жизни. Я вам сейчас предлагаю подсчитать, лет отпущено вам природой, оценить ваши шансы на долголетие с по­мощью теста, составленного американскими медиками.

Учащиеся выполняют задания теста (в конце урока).

Как ни банально это не звучит, но здоровье – основа для благополучной жизни, успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высо-

ка, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.

Чтобы поддерживать высокий уровень работоспособности, японцы начинают за­каляться с 4 лет, т.к. большие умственные нагрузки требуют большой физической выносливости. Итак, один из факторов, положительно влияющих на здоровье, за­каливание.

Учитель делает соответствующую запись на доске «Факторы здоровья».

Учитель. Часто спрашивают: «Как закаляться, чтобы не простужаться?»

Кому-то уже удалось в этом деле добиться результата — они перестали бояться хо­лода и забыли о простудах. Но многие, несмотря на закаливание, снова заболевали

и, естественно, закаливаться прекращали. Есть один простой способ закаливания. Он безопасен и доступен. Дело в том, что есть части тела, закаливая которые мож­но укреплять весь организм. Это, прежде всего, наши ноги, ступни. Начните с них. Надо хотя бы на несколько секунд выскакивать босиком на улицу или балкон. Бук­вально на несколько секунд. И сразу после этого надевать шерстяные носки, даже специально подогретые заранее. Через несколько дней вы почувствуете, что холод вам начинает нравиться, становится приятным, а простудных заболеваний нет и в помине.

Учитель. Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем – это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями пос­сорился… И так далее… Но нужно учиться избегать утомления, нервных стрессов, быть бодрым и работоспособным.

Попробуйте определить свое физическое состояние с помощью опросника № 2. Внимательно прочтите каждое утверждение. Если ваше ощущение совпадает с его содержанием, в листке для ответов напротив соответствующего номера утвержде­ния поставь ответ «да», в противном случае – «нет». Если затрудняешься с выбором, поставь оба ответа.