Уроки № 97-98. КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ

0
736

Уроки № 97-98. КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ

РАЗНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ

Цели: развитие речи учащихся; совершенствование умения исполь­зовать все изученные синтаксические конструкции в передаче содержания текста; закрепление пунктуационного навыка.

Для изложения предлагается два варианта текста. Учитель выбирает один, более приемлемый для данного класса.

I вариант

Свое отношение к переезду в другой город Пятница выражает вполне опре­ делённо. «Как я рад, как я рад, что приехал в Волгоград», – твердит то и дело этот маленький волнистый попугай. Там, на севере, он не раз говорил своим хозяевам: «Поехали на юг. здесь холодно». Словарный запас птицы столь велик, что позволя­ ет ей вести «беседы» на многие темы: «Вячеслав Иванович, что пишут газеты?»- постоянно спрашивает Пятница главу семьи. Младшему в семье он напоминает: «Игорь, учи уроки!» – и при этом хитро смотрит на мальчика. Ну а к хозяйке чаще приходится обращаться с просьбами вполне житейскими. Впрочем, и их Пятница считает необходимым обосновать: «Валя, открой клетку: я хочу летать. Сижу за решёткой в темнице сырой». Неравнодушен этот кроха к искусству. Он с удоволь­ ствием «напевает» украинские песни, которые так любит его хозяйка. На разные лады он повторяет понравившуюся ему фразу: «То ли ещё будет, ой-ой-ой». И хотя хорошо знаешь, что слова Пятницы всего лишь звукоподражание, нет-нет да и усомнишься, а не сознательно ли он употребляет их? Любимая тема попугая – рас­сказ о себе. Перед сном он приговаривает: «Пятничка- красавица! Пятнышко ма­ленькое, солнышко. Птичка хорошая. Умница моя!» – и с этими словами засыпает.

Хозяйка Пятницы – экономист одного из предприятий В. П. Гончарова – го­ворит: «Обучить птицу совсем несложно». И добавляет: «Нужно лишь большое терпение и любовь к тем, кого мы приручаем». Три года назад принесла она домой крошечного птенца. Всей семьёй завоёвывали его доверие, и когда Пятница при­вык, что руки протягивают к нему только с добром, его начали учить. Нелегко да­ валась первая фраза: «Пятничка, птичка хорошая». Три месяца Валентина Павловна терпеливо повторяла её попугаю. Но как только он освоил первые слова, учёба по­шла быстрее. Сейчас птица даже сама составляет новые конструкции и удивляет всех тем, что ни одна из них не бывает бессмысленной.

Из газеты

II вариант

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был твёрд, и она озабоченно посмотрела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. Пер­ вое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать – в моей комнате.

Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёр­нышко номер два, три…

Но вот осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Синичка, испуганно замирая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир…

Ты здесь живёшь? -Да.

А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель.

Солнце! – изумилась синичка. – А это что?

Это всё книги.

Что такое «книги»?

Они научили зажигать это солнце, растить цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и ещё многому другому. А ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек.

Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

Я – человек.

Что такое «человек»? Объяснить это было трудно, и я сказал:

Видишь нитку? Она привязана к форточке. Синичка испуганно оглянулась.

Не бойся. Я не сделаю этого. Это и называется у нас – человек.

По Е. Носову

4 часа – повторение изученного за год.