Уроки № 97-98. КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ
РАЗНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Цели: развитие речи учащихся; совершенствование умения использовать все изученные синтаксические конструкции в передаче содержания текста; закрепление пунктуационного навыка.
Для изложения предлагается два варианта текста. Учитель выбирает один, более приемлемый для данного класса.
I вариант
Свое отношение к переезду в другой город Пятница выражает вполне опре делённо. «Как я рад, как я рад, что приехал в Волгоград», – твердит то и дело этот маленький волнистый попугай. Там, на севере, он не раз говорил своим хозяевам: «Поехали на юг. здесь холодно». Словарный запас птицы столь велик, что позволя ет ей вести «беседы» на многие темы: «Вячеслав Иванович, что пишут газеты?»- постоянно спрашивает Пятница главу семьи. Младшему в семье он напоминает: «Игорь, учи уроки!» – и при этом хитро смотрит на мальчика. Ну а к хозяйке чаще приходится обращаться с просьбами вполне житейскими. Впрочем, и их Пятница считает необходимым обосновать: «Валя, открой клетку: я хочу летать. Сижу за решёткой в темнице сырой». Неравнодушен этот кроха к искусству. Он с удоволь ствием «напевает» украинские песни, которые так любит его хозяйка. На разные лады он повторяет понравившуюся ему фразу: «То ли ещё будет, ой-ой-ой». И хотя хорошо знаешь, что слова Пятницы всего лишь звукоподражание, нет-нет да и усомнишься, а не сознательно ли он употребляет их? Любимая тема попугая – рассказ о себе. Перед сном он приговаривает: «Пятничка- красавица! Пятнышко маленькое, солнышко. Птичка хорошая. Умница моя!» – и с этими словами засыпает.
Хозяйка Пятницы – экономист одного из предприятий В. П. Гончарова – говорит: «Обучить птицу совсем несложно». И добавляет: «Нужно лишь большое терпение и любовь к тем, кого мы приручаем». Три года назад принесла она домой крошечного птенца. Всей семьёй завоёвывали его доверие, и когда Пятница привык, что руки протягивают к нему только с добром, его начали учить. Нелегко да валась первая фраза: «Пятничка, птичка хорошая». Три месяца Валентина Павловна терпеливо повторяла её попугаю. Но как только он освоил первые слова, учёба пошла быстрее. Сейчас птица даже сама составляет новые конструкции и удивляет всех тем, что ни одна из них не бывает бессмысленной.
Из газеты
II вариант
Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был твёрд, и она озабоченно посмотрела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»
отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. Пер вое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать – в моей комнате.
Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку.
Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два, три…
Но вот осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Синичка, испуганно замирая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир…
Ты здесь живёшь? -Да.
А почему здесь нет снега?
Вместо ответа я повернул выключатель.
Солнце! – изумилась синичка. – А это что?
Это всё книги.
Что такое «книги»?
Они научили зажигать это солнце, растить цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и ещё многому другому. А ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек.
Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?
Я – человек.
Что такое «человек»? Объяснить это было трудно, и я сказал:
Видишь нитку? Она привязана к форточке. Синичка испуганно оглянулась.
Не бойся. Я не сделаю этого. Это и называется у нас – человек.
По Е. Носову
4 часа – повторение изученного за год.