Уроки 92-93. Контрольный диктант и его анализ
Цель: проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора.
Методические приемы: диктант, грамматический разбор, ана лиз ошибок, работа над ошибками.
Ход уроков I . Диктант
Загадка шаровой молнии
Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.
Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.
Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.
В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.
(106 слов)
II. Грамматическое задание
Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант – издавна, 2-й вариант – нередко.
Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант -меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант – неясно (из 3-го предложения).
Комментарий. Меньше – наречие в сравнительной степени; неясно – краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно).
3. Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант –
Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант – Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во- вторых, сохраняет форму и движется.
Анализ ошибок диктанта
Работа над ошибками