Уроки 92-93. Контрольный диктант и его анализ

0
1760
информация

Уроки 92-93. Контрольный диктант и его анализ

Цель: проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматический разбор, ана­ лиз ошибок, работа над ошибками.

Ход уроков I . Диктант

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаро­вой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

(106 слов)

II. Грамматическое задание

Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант – издавна, 2-й вариант – нередко.

Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант -меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант – неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше – наречие в сравнительной степени; неясно – краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно).

3. Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант –
Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант – Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во- вторых, сохраняет форму и движется.

Анализ ошибок диктанта

Работа над ошибками