Уроки 90-91. Практическая работа по теме «Наречие»
Цели: повторение изученного; проверка умения применять тео ретические знания на практике.
Методические приемы: лингвистический разбор, словарный диктант, сообщения учеников, индивидуальные задания, тест.
Ход уроков
I . Лингвистическая разминка
Выделить слова в сравнительной степени, определить их принадлежность к определенной части речи, роль в предложении. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня.
Н.А. Заболоцкий Комментарий. В предложении есть прилагательное (обычней) и наречие (живее) в простой сравнительной степени. Слово обыч ней зависит от существительного (растенье каково? – обычней), является сказуемым, а слово живее зависит – от глагола (волнует как? живее), является обстоятельством.
II . Словарный диктант
Придумать и записать словосочетания со словами: Бок о бок, видимо-невидимо, вмиг, возражение, волей-неволей, давным-давно, до смерти, квитанция, комбинат, конверт, мало- помалу, мельком, на лету, на миг, на глазок, на скаку, на ходу, не истово, необузданно, никак, нисколечко, ничуть, нимало, по двое, под силу, поражение, почтальон, с налёту, с разбегу, точь-в-точь, штемпель, эпидемия.
III. Проверка домашнего задания
Упражнение 274: таблица видов орфограмм по теме «Наре чие» выполняется на доске.
Беседа по вопросам.
Контрольные вопросы и задания по теме «Наречия» № 5-10 (с. 121).
IV . Реализация индивидуальных заданий
Сообщения учеников о происхождении некоторых наречий.
V . Тест
Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. прило жение 4).
Ключи к тесту:
Вариант 1: 1) в; 2) а; 3) а, в; 4) б, в; 5) а, г; 6) б, г; 7) а, б, в. Вариант 2: 1) б; 2) г; 3) б, г; 4) а, в; 5) б; 6) а, в; 7) а, г.
VI . Индивидуальные задания
Часть индивидуальных заданий выполняется у доски, часть – в тетрадях.
1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить роль наречий.
Од…ноко он стоит задумался глубоко и т…хонько плачет он в пустыне. (М.Ю. Лермонтов.)
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки пре
пинания, сделать морфологический разбор наречия.
Выйдя за в…рота мы пов…рнули (в)прав(а, о) и побр…ли пыль ной дорогой. (А.П. Чехов.)
3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки пре
пинания, объяснить правописание нинн,жи жж в словах.
Под обл…ками зал…вая воздух серебр…ыми звуками дро(ж, жж)али жав…ронки а над з…ленеющ…ми пашнями, с.лидно и чи(н, нн)о взмах…вая крыльями н…сились грачи.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки пре
пинания, сделать синтаксичкеский разбор предложения, объяснить
роль наречий.
Соперн…ки (не) сколько раз встречались и побед…носно погля- ды…вая друг на друга следовали дальше. (И. Ильф, Е. Петров.) Ответы:
Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.
Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели пыльной дорогой.
Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи.
Соперники несколько раз встречались и, победоносно погля дывая друг на друга, следовали дальше.
Домашнее задание
Подготовка к диктанту по теме «Наречие».