Уроки 88–89 ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ А. Т. ТВАРДОВСКОГО

0
1216
литература

Уроки 88–89 знакомство с творчеством А. Т. твардовского

Цели: познакомить с очерком жизни и творчества А. Т. Твардовского, его стихами о родине, о войне.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя об А. Т. Твардовском.

А. Т. Твардовский – одна из самых значительных и самых трагических личностей в русской литературе советской эпохи.

Талант Твардовского высоко оценен современниками. Это был «советский» поэт в лучшем смысле этого слова, внутренне противоречивый, но честный перед собой и читателями.

Твардовский – сын крестьянина, выходец из самой трудовой народной гущи, – родился на хуторе Загорье Смоленской области. В годы коллективизации семья была раскулачена и сослана в Сибирь. Поэт избежал ссылки и, живя в Смоленске, продолжал писать стихи, печататься. Через 10 лет Твардовский, в 1939 г. окончивший МИФЛИ, возвращается в родные места, пишет о них проникнутые любовью и грустью стихотворения. Твардовский ввел понятие «малого мира», «мирка», придав ему значение того истока, откуда человек до конца дней черпает нравственную энергию. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал. Оставаясь верным коммунистической идее, он так и не смог до конца своих дней найти ответы на свои мучительные сомнения.

2. Знакомство с поэмой «Страна Муравия».

Подлинным началом своего творческого пути Твардовский считал поэму «Страна Муравия» (1936 г.). О чем она? Эта история про деда и бабку, как и положено в сказках, заканчивается благополучно. В жизни же весна 1930 г. сломала многие человеческие судьбы: шло массовое раскулачивание, аресты и высылки крестьян целыми семьями.

Чтение отрывка из поэмы.

– Какие проблемы тех трудных лет обозначились в поэме?

Трагическая явь русской деревни превращается в эпическое предание о счастье, которое ждет народ в колхозном раю.

С этой поэмы начался целый поток произведений, преображавших жестокую реальность в «сказочную быль».

3. Встреча с поэмой «Василий Теркин».

Поэма «Василий Теркин», пожалуй, самое известное, самое популярное произведение Твардовского. «Теркин» был, по признанию поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой по случаю.

– Давайте вспомним и еще раз перечитаем понравившиеся нам строки.

Чтение отрывка из поэмы.

4. Чтение и анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом…».

Написанное сразу после войны, в 1945–1946 гг., первоначально оно имело название «Завещание воина». Однако первая строка стала «крылатой», стала символом трагически и просто оборвавшейся жизни. Впечатления от фронтовой командировки под Ржев «были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Они-то и легли в основу стихотворения.

Чтение стихотворения.

– Кто лирический герой стихотворения? (Погибший воин, близкий автору своей преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью.)

От человека не осталось ничего: «Ни петлички, ни лычки / с гимнастерки моей»; нет и могилы – «…на поминки / Даже мать не придет». Но человек не исчез – он растворен в природе:

Вы должны были, братья,

Устоять как стена,

Ибо мертвых проклятье –

Эта кара страшна.

Он из тех, кто «Все отдав, не оставили / Ничего при себе». И нет укора тем, кто остался цел: «Я вам жизнь завещаю, – / Что я больше могу?» Так конкретное становится общим; лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются.

Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. Может, поэтому в 1966 г. он написал:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

В этом трижды повторенном «все же» – и незатихающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, что отданы жизни солдат.

5. Чтение стихотворений о войне, подобранных самостоятельно (домашнее задание):

1) «В тот день, когда окончилась война»;

2) «Ты, дура смерть, грозишься людям…»;

3) «Памяти матери»;

4) «Жестокая память» и др.

Горячая любовь к родной земле, родине помогла поэту написать такие проникновенные строки.

6. Знакомство со стихами о родном крае, земляках.

1) Чтение и анализ стихотворения «Урожай».

– Каким чувством окрашено это стихотворение?

– С чем связано ощущение счастья? Как передает его поэт?

– В чем особенность описания природы в этом стихотворении?

– Чьими глазами мы видим картину сбора урожая?

(Прочитаем 1-е предложение-метафору: «Дышат грудью запотелой желтогривые овсы». Найдем объективно-оценочные эпитеты, удивительное сравнение хлеба с «златой метелью», специальную лексику, связанную с крестьянским трудом.)

2) Цикл стихотворений «Сельская хроника».

Стихи Твардовского 30-х гг., составившие «Сельскую хронику», были продиктованы «восторженной и безграничной верой в колхоз», вся хроника выделялась среди произведений тех лет уважительным отношением к людям, вниманием и любовью к ним.

Например, стихотворение «Не стареет твоя красота» напоминает величальную песню:

…Честь великая рядом с тобой

В поле девушке стать молодой.

Всюду славят тебя неспроста, –

Не стареет твоя красота.

Главным настроением стихотворения является оптимизм, стихи имеют жизнеутверждающий характер.

II. Итог уроков.

Домашнее задание: подготовиться к итоговому сочинению.

поурочные планы, 9 класс, литература