Уроки 86-87. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздельного правописания наречий; учить применять знания по морфоло гии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные уп ражнения, конструирование словосочетаний и предложений.
Ход урока 1
I . Анализ практических работ по теме «Дефис в наречиях»
II . Проверка домашнего задания
Ученики по очереди зачитывают выписанные из художествен ных произведений предложения с наречиями, которые пишутся через дефис.
III . Изучение темы «Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях, образованных от существительных
и количественных числительных»
1 . Слово учителя.
Мы уже наблюдали, что приставки в наречиях могут писаться через дефис (во-первых, по-лисьи, по-твоему, кое-кто, кое-что),
подробно разбирали рассматривали влияние приставок из- до-, с-, которые пишутся с наречиями слитно, на выбор суффикса -а.
Разберем другие возможные случаи слитного и раздельного написания приставок с наречиями. Предупреждаю, что это наиболее трудные случаи в правописании наречий, многое не поддается правилам, правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.
2. Работа с таблицей.
Представим основные закономерности в виде таблицы, выпол ним ее на доске и в специальных тетрадях.
Слитно |
Раздельно |
1. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными {вдвое, натрое) |
1. Наречия, образованные соеди нением других предлогов с соби рательными числительными (по одному, по двое, на троих) |
2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий (доныне, напротив, насквозь, позавчера) |
2. Предлоги с наречиями, обра зованными от существительных, начинающихся с гласной (в охапку, в упор, до упаду) |
3. Наречия, образованные при ставочно-суффиксальным спосо бом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую) |
3. Предлоги с наречиями, образо ванными от прилагательных, начи нающихся с гласной (е открытую, в общем) |
4. Наречия, образованные приста вочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов (вначале, вверх, налицо) |
4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предло гами (с ходу, с лету, за границей, заграницу, под мышками, из-под мышки) |
5. Наречия в сравнительной сте пени (получше, покрасивее) |
5. Наречия, образованные от соче таний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз) |
IV . Словарная работа
– Запишите слова, помещенные в рамках на с. 118-119, приду майте с ними словосочетания.
До смерти (испугаться), (хватать) на лету, (подать) с налету, (есть) на ходу, (прыгнуть) с разбегу, (остановиться) на миг, (понять) вмиг, (схватить) на скаку, (сделать) на глазок, (поднять) под силу, (сидеть) по двое, (разместиться) по трое.
V. Выполнение упражнений
Упражнение 257: комментированное письмо.
Упражнение 258: словообразовательная работа; работа со словарем.
Домашнее задание
§43.
Упражнение 259.
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
Игра «Четвертый лишний»
Втрое, докрасна, под мышки, смолоду.
(Под мышки – пишется раздельно, остальные наречия слитно.)
Похуже, во-первых, неподалеку, вничью.
(Во-первых – пишется через дефис, остальные наречия слитно.)
II . Проверка домашнего задания
Упражнение 259: выразительное чтение текста; объяснение орфограмм (кроме наречий); в это время на доске один ученик выпи сывает наречия, подчеркивает их как члены предложения, объясняет орфограммы в наречиях, второй ученик делает словообразователь ный разбор и разбор слова облетевшей по составу.
III . Слово учителя (продолжение изучения темы)
Некоторые наречия сходны по звучанию с сочетаниями сущест вительных, прилагательных, числительных, местоимений, т. е. имен ных частей речи, с предлогами. Запишем несколько пар предложений и попытаемся понять, как отличить наречия от других частей речи. 1)5 начале четверти обычно не очень хочется заниматься.
Вначале подумай, потом делай. 2) Корни дерева уходят в глубь земли.
Мы шли все дальше вглубь. У) В крутую гору нелегко подняться.
На завтрак ели яйца вкрутую. – Что общего в этих парах предложений и чем они отличаются? (Они содержат одинаковые или сходные по звучанию слова. В первых предложениях каждой пары – именные части речи с предлогами (в начале, в глубь – существительные, в кру тую – прилагательное: предлог относится к существитель ному гору.) Вывод: Судить о слитном или раздельном написаний слов мож но лишь в контексте, в предложении. Именная часть речи обязатель но имеет зависимое слово (в начале чего? четверти; в глубь чего? земли) или сама зависит от другого слова (в гору какую? крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.
IV . Выполнение упражнений
1. Упражнение 260: конструирование словосочетаний и пред ложений:
По зимнему лесу, по-зимнему морозно; в верх дома, подниматься вверх; в дали моря, виднеться вдали; на встречу с другом, навстречу ветру,
2.,Упражнение 261: самостоятельная работа.
Домашнее задание 1- §43.
2. Упражнение 262.