Уроки 82-83. Дефис между частями слова – в наречиях

0
686
анимация

Уроки 82-83. Дефис между частями слова – в наречиях

Цели: повторить случаи употребления дефиса в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях; за­ крепить навыки самостоятельной работы.

Методические приемы: объяснительный диктант, повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, лин­ гвистический разбор, словарная работа.

Ход урока 1

I . Чтение и анализ нескольких сочинений

II . Повторение темы «Случаи употребления дефиса»

1. Объяснительный диктант.

Ярко-красный автомобиль, древнерусский язык, полкласса в друзьях, кто-нибудь поможет, Юго-Восточная Азия, от­ режьте пол-лимона, кого-то попросишь, бело-розовый зефир, железнодорожная станция, англо-русский словарь, исходил пол-Петербурга, кое с кем встретишься, кисло-сладкий апель­ син, черно-белый телевизор, выпукло-вогнутые линзы, северо­западный ветер, нежно-лиловая сирень, древнегреческий эпос, кое-кому позвонишь.

2. Вопросы на повторение.

Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в слож­ ных прилагательных, дефис в отрицательных местоиме­ ниях.)

В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся слитно? (Дефис ставится, если прилага­ тельное обозначает цвета или их оттенки, стороны света, два равноправных слова. Если оке сложное прилагательное образовано от словосочетания (Древняя Русь), оно пишется слитно.)

В каком случае ставится дефис в неопределенных местоиме­ ниях? (Во всех случаях, кроме тех, когда части слова разби­ ваются предлогом: кое у кого, кое с чем.)

IIII . Изучение темы «Дефис между частями слова в наречиях»

1.Задания.

Определите части слов (морфемы) в наречиях, написанных на доске: по-другому, по-прежнему, по-дружески, во-первых, в- третьих. (Приставки по-, в-, во-; суффиксы -ому, -ему, -и.)

Составьте словосочетания с этими наречиями. (По-другому думаешь, по-прежнему скучаю, по-дружески поддержал; во-первых, сказал…; в-третьих, сделал…)

Сделайте вывод об использовании дефиса в наречиях.

2. Изучение теоретического материала учебника (§ 42,
с. 114-115).

– Что вы узнали дополнительно о правописании наречий с де­ фисом? (Наречия с приставкой в- (во-): во-первых, в-пятых
выделяются запятой, не являются членами предложения, то есть это вводные слова.)

3. Сопоставление наречий с дефисом и одинаковых или сходных с ними по звучанию сочетаний предлогов с существительными,
прилагательными, числительными и местоимениями (с именными частями речи).

По-другому думаю – иду по другому пути.

По-прежнему верю — судя по прежнему высказыванию.

В-третьих, сказал… – в третьих примерах каждой группы.

Сделал по-вашему – по вашему лицу вижу.

Вывод: судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте.

IV . Выполнение упражнений

1. Упражнение 250: комментированное письмо (на доске и в тет­ радях).

2. Упражнение 251: обсуждение вопросов, самостоятельная pa ­
le бота с последующей взаимопроверкой.

Комментарий. Выделенные слова нельзя назвать омонимами, т. к. прилагательные и местоимения с предлогами образуют два слова.

Домашнее задание

§ 42 (с. 114-116) – самостоятельно изучить теоретический материал нас. 116.

Упражнение 252.

Ход урока 2

Лингвистическая разминка

Сделать синтаксический разбор предложения, определить зна­ чение наречий:

Солнце уже зашло, но жара по-прежнему не спадала. Комментарий. Уже – значение времени; по-прежнему – зна­ чение образа действия.

II. Проверка домашнего задания

В чем отличие написания приставок в наречиях от написания приставок в других частях речи? (Приставки обычно пишут­ ся слитно.)

Всегда ли приставки в наречиях пишутся через дефис? (Нет, не всегда.)

От каких частей речи образуются наречия с приставкой в- (во-), которая пишется через дефис? (От числительных: «во- первых»…)

Как пишутся неопределенные наречия? (Как и неопределен­ные местоимения, через дефис: кое-где, куда-либо, откуда- то, почему-нибудь.)

Какие еще наречия пишутся через дефис? (Сложные наречия, образованные с помощью однокоренных слов или повторени­ ем слов: волей-неволей, чуть-чуть.)

Упражнение 252: устные ответы на вопросы.

III . Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 117, в словарики; ответить на вопрос: «В текстах каких стилей могут быть использо­ ваны такие слова?»

Давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок.

(Эти слова регулярно встречаются в сказках, в текстах художественного стиля, часто употребляются в разговорной речи, могут быть использованы в текстах публицистического стиля.)

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 253: комментированное письмо.

Упражнение 254: самостоятельная работа.

Домашнее задание

§ 42(с. 114-116).

Упражнение 256.

Задания по группам: подобрать тексты, в которых встречаются наречия с дефисом. 1 -я группа – текст художественного стиля, 2-я группа – текст разговорного стиля, 3-я группа – текст на­ учного стиля, 4-я группа – текст официально-делового стиля, 5-я группа – текст публицистического стиля.