Уроки № 8-9 ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ
Цель: развитие речи учащихся.
I . Чтение текста.
СОСЕДИ У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что осталось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти ви нограда сладчайшим соком.
Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.
Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями – ведь она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один плод.
Л. Гурунц Задание: напишите изложение, дополнив текст рассуждениями о великодушии и черствости, об эгоизме и самопожертвовании (или приведите примеры из жизни людей, добрых и злых, жестоких и милосердных). II . Предварительные упражнения.
1. Сгруппируйте слова в соответствии с основными правилами правописания. Сделайте словообразовательный анализ 2-3 слов (по выбору учащихся).
Кто (то), что (то), (ни, не) кто, (с) ним, (над) ней, обронил, вырос ло, деревце, (в) помощи, плод, растет, (не) обижало, потеснилось, оставалось, привыкло, приходил, (не) хватает, безраздельно, великодушная (лоза).
2. Просклоняйте словосочетания. Придумайте с этими словосочетаниями предложения:
виноградное семя, великодушная лоза, бескорыстная помощь. Проспрягайте глаголы терпеть – вытерпеть.
3. Разберите по членам предложения. Объясните постановку знаков
препинания.
У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Оно раскинуло над ней свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не вытерпела, попросила соседа не заслонять солнце. Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями – ведь она привыкла обходиться
малым.
III . Работа над содержанием текста.
Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?
Раскройте смысл понятий: великодушие, порядочность, милосердие – безнравственность, эгоизм, примитивность. Что значит великодуш ный человек, безнравственный поступок, проявить милосердие, поступить безнравственно! Приведите примеры из жизни, подтверждающие ваши рассуждения.
Разделите текст на части, озаглавьте их.
Примерный план
Великодушная лоза делится пищей и водой.
Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.
Виноградная лоза привыкла обходиться малым.
Просьба – не заслонять солнце.
Лоза радует глаз гроздьями – дерево растет бесплодным.
IV . Написание изложения с элементами сочинения.