Уроки 78–79 «Я тоже была, прохожий! прохожий, остановись!..»
Цели: познакомить с основными вехами жизни и творчества М. Цветаевой; определить основные черты личности поэта; создать атмосферу «погружения» в творчество мастера.
Ход уроков
I. Работа по теме урока.
1. Объявление темы и целей урока.
2. Чтение стихотворения «Идешь, на меня похожий…».
Литературный монтаж.
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет –
Что звали меня мариной
И сколько мне было лет.
Демонстрируется портрет М. Цветаевой.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Коктебель, 3 мая 1913
Учитель. 26 сентября 1882 г., с субботы на воскресенье, в ночь на праздник святого Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
16 августа 1916 г.
Демонстрируется портрет Марины с отцом.
Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Он стал создателем и первым директором музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Будучи известным филологом и искусствоведом, именно отец познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
Звучит музыка Бетховена, на ее фоне демонстрируется портрет матери поэта.
Мария Александровна, мать марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом», – говорила Марина.
Портрет Марины с Асей.
«Марина Цветаева родилась в семье, – писала ее дочь, – являвшей собой некий союз одиночеств». Еще одним «одиночеством» была Маринина младшая сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и смогла найти Марина своего первого слушателя, родственную душу.
Портрет Марины за роялем.
Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали для нее немецкие сказки, образ Наполеона, музыка Бетховена; она любила родной Трехпрудный переулок, Москву и воображаемый ею Париж. Таким было ее детство.
В зале
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала…
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и крадется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что в мире творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица, –
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть.
Мы старших за то презираем,
Что скучны и про́сты их дни…
Мы знаем, что многое знаем
Того, что не знают они!
1908–1910 гг.
Взрослела Марина, а вместе с нею креп и ее талант. В 1910 г., тайком от родителей, она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал историей ее законченного детства.
Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, еще не кончен срок!»
ты сам мне подал – слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой – день вчерашний,
Чтоб был безумьем – каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство – лучше сказки,
И дай мне смерть – в семнадцать лет!
Таруса, 26 сент. 1909 г.
Марина была человеком, не любившим своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и посмотрим, что пишет о Марине ее дочь в своих воспоминаниях.
Портрет Марины 1925 г.
«Моя мать была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика. Строгая осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта». Волосы ее, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Светлы и немеркнущи были глаза – зеленые, цвета винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода…» Такой была Марина.
Марина с С. Эфроном. Коктебель.
Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимилиана Волошина. Здесь решилась ее судьба… Это произошло в самом начале мая… Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый грустный юноша с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, марина загадала: «если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». Конечно же, сердолик этот он нашел сразу, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 г. в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой «Взыскание погибших». Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.
Портрет Ариадны, дочери марины и Сергея.
В октябре этого же года у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадной (Алей), в честь героини греческой легенды о Минотавре.
Дочь стала центром внимания и любви Марины:
Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной – и всем чужой.
Стремительной амазонкой,
Пленительной госпожой.
И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала –
И всех молодых поэм.
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И все, что мне – только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Все будет тебе покорно,
И все при тебе – тихи.
Ты будешь, как я – бесспорно –
И лучше писать стихи…
Но будешь ли ты – кто знает –
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.
5 июня 1914 г.
Позже у них родилась вторая дочь, Ирина, а вскоре началась революция и Гражданская война, и муж Марины оказался за границей.
Судьба распорядилась так, что М. Цветаева провела в России годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы сограждан, жить среди голода и нищеты, холода и смерти.
Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, было продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть, – сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода. Но голод был и в приюте. Ирина, младшая, умерла. При одной мысли о гибели Сергея Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый день ожидая развязки.
…Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 г. «Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи Эренбурга, что Вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, еще большим чудом будет наша встреча грядущая…»
Марина записала в дневник: «С сегодняшнего дня – жизнь… Я верю в чудо, Сережа!»
Она еще не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 г. они наконец встретились. С июля 1921 г. до мая 1922 г., до приезда в Берлин, марина написала больше 100 стихотворений, поэм.
Гордость и робость – родные сестры,
Над колыбелью, дружные, встали.
«Лоб запрокинув!» – гордость велела.
«Очи потупив!» – робость шепнула.
Так прохожу я – очи потупив –
Лоб запрокинув – Гордость и Робость.
20 сентября 1921 г.
II. Итог уроков.
Домашнее задание: познакомиться со стихами М. И. Цветаевой; одно стихотворение подготовить на аналитическое чтение.