Уроки № 78-79. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ НА МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ

0
867
литература

Уроки № 78-79. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ НА МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ

Цели: развить речь учащихся; способствовать воспитанию ответст­венности за свои поступки.

Методика подготовки работы может быть такой. Читается текст, оп­ределяется его тема, главная мысль. При необходимости проводится анализ содержания (определяются смысловые части текста). Обращается внимание на значение и написание отдельных слов, объясняется пунктуация. По примерным вопросам проводится беседа. После повторного чтения уча­щиеся приступают к работе. Вопросы могут быть записаны на классной доске.

Предлагаются (на выбор) тексты.

I . Вот катится по жизни «колобок», «обтекаемый» человек. Чтобы избежать острых углов и неприятных столкновений, всем поддакивает.

И где доброе скажут — поддакивает, и где злое, несправедливое — тоже поддакивает. И где черное за белое выдают – соглашается. Подпевает и другу, и недругу, лишь бы для всех быть приятным…

Спроси своего друга (самого себя): доверился бы он в серьёзном деле такому человеку?

Вопросы для беседы:

Желание нравиться всем – это хорошо или плохо?

Как вы относитесь к таким «обтекаемым» людям?

Как вы назвали бы это их качество: трусость, доброта, вежли­вость, приятность?

Можно ли довериться таким людям в серьезном деле?

Какие люди нравятся тебе?

Какие качества в человеке и почему тебе представляются главны­ ми, основными?

II . Что такое счастье?

Много я слышал разных споров о счастье. Одни утверждают, что счастье — это богатство, деньги. Богатым всегда жилось легче, чем бед­ ным. Но ведь настоящего счастья, верной дружбы за деньги не купить.

Другие считают, что счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Кто любит людей, и кого они уважают и любят. Ведь счастье — это не только иметь, брать, получать. Счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью (По Л. Кассилю).

Вопросы для беседы:

Какие две точки зрения на счастье выражены в этом отрывке?

Ваше отношение к первой точке зрения на счастье?

Ваш взгляд на вторую точку зрения.

Как вы понимаете счастье?

III. Сегодня и всегда.

Сегодня человек, только он один, отвечает за всё на Земле. Тысячи лет он боролся с природой, как с врагом. А теперь поступки его должны быть разумны и человечны.

Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельно­сти.

Все будущие государственные деятели, все великие ученые, писате­ли, философы, имена которых никому ещё не известны, все они сегодня сидят за школьными партами. Не надо думать, что ответственность придет к ним в дальнейшем вместе с порученным делом.

Кто не воспитал в себе чувства ответственности в юности, тот не научится этому в зрелые годы. (По Г. Бакланову).

Вопросы для беседы:

Как вы понимаете разумное и человечное отношение к природе?

В чем оно должно проявляться и как проявляется в нашей жизни?

Чем оно выражается у вас лично?

Согласны ли вы с утверждением писателя Г. Бакланова: «Кто не воспитал в себе чувства ответственности в юности, тот не научится этому в зрелые годы»?

Как вы воспитываете в себе чувство ответственности?