Уроки 77-78. Развитие речи. Описание действий
Цели: закрепить изученное о наречиях; показать значение на речий при описании действий; расширять речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.
Методические приемы: беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа по исправлению речевых ошибок, работа над планом, устное сочинение.
Ход уроков
I . Лингвистическая разминка
Словообразовательный разбор и разбор слов по составу: мас терски, виртуозно.
Узнать о происхождении слов в словарях.
II . Беседа о значении описания действий
Слово учителя.
Работу по развитию речи мы начинали с описания портрета, внеш ности человека. Вы пробовали себя также в описании природы, мест ности, интерьера. Сегодня нам предстоит поучиться, как описывать действия. Очевидно, что нам не обойтись в этой работе без наречий, которые покажут, как, каким образом действует, трудится человек. – Вспомните, описания каких действий вам встречались в художественной литературе? Зачитайте некоторые из этих описаний. (Например, описание работы Герасима из рас сказа И. С. Тургенева «Муму». Описание Полтавского боя А.С. Пушкиным. Описания действий в бою в повести Н.В. Го голя «Тарас Бульба». Много описаний действий в повести A . M . Горького «Детство»: описание игры на гитаре дяди Якова, описание пляски бабушки, описание работы мастера в красильной мастерской. И т. д.)
т Уместны ли описания действий в других стилях речи, кроме художественного? (Разговорный стиль – рассказ-описание, например, рыбалки, приготовления пищи и т. д.
Официально-деловой стиль – инструкции, например, по работе с различными механизмами.
Научный стиль – описание порядка действий, например, в на учном эксперименте, в лабораторной работе.
Публицистический стиль – например, репортаж или интервью о каких-либо действиях; наиболее часто встречается в спортивной журналистике.)
Найдите примеры описания действий в разных стилях речи.
III . Работа с учебником
1. Упражнение 237: чтение, обсуждение вопросов, определение
роли наречий.
Комментарий. Заголовок текста не соответствует его содер жанию. Варианты названия: «Работа мастера», «Мастерство плот ника».
Наречия, с помощью которых автор «рисует» действия: лучше всех, быстро, ровно.
Наречия, с помощью которых автор указывает на последова тельность действий: сначала, потом.
2. Упражнение 238: работа по исправлению речевых ошибок.
Комментарий, в отрывке из сочинения неоправданно повторяется наречие потом (трижды). Можно использовать его синонимы: затем, после (после этого), наконец.
3. Реализация домашнего задания (упражнение 239): сообще ния учеников о последовательности действий работающих людей, о характере их работы.
IV. Устное сочинение
Работа над планом сочинения.
Задание: подобрать наречия которые относятся а) к после довательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккурат но, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).
Устное описание действий, обсуждение описаний.
Работа с черновиком сочинения.
Примечание. Можно дать опережающее задание: понаблюдать, как трудятся взрослые на работе, дома (например, как мама готовит обед); описать последовательность своих действий и действий товарищей, например, на уроке труда.
Наречие
Домашнее задание
Написать сочинение – описание действий в публицистиче ском стиле.