Уроки 77-78. Развитие речи. Описание действий

0
664

Уроки 77-78. Развитие речи. Описание действий

Цели: закрепить изученное о наречиях; показать значение на­ речий при описании действий; расширять речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа по исправлению речевых ошибок, работа над планом, устное сочинение.

Ход уроков

I . Лингвистическая разминка

Словообразовательный разбор и разбор слов по составу: мас­ терски, виртуозно.

Узнать о происхождении слов в словарях.

II . Беседа о значении описания действий

Слово учителя.

Работу по развитию речи мы начинали с описания портрета, внеш­ ности человека. Вы пробовали себя также в описании природы, мест­ ности, интерьера. Сегодня нам предстоит поучиться, как описывать действия. Очевидно, что нам не обойтись в этой работе без наречий, которые покажут, как, каким образом действует, трудится человек. – Вспомните, описания каких действий вам встречались в художественной литературе? Зачитайте некоторые из этих описаний. (Например, описание работы Герасима из рас­ сказа И. С. Тургенева «Муму». Описание Полтавского боя А.С. Пушкиным. Описания действий в бою в повести Н.В. Го­ голя «Тарас Бульба». Много описаний действий в повести A . M . Горького «Детство»: описание игры на гитаре дяди Якова, описание пляски бабушки, описание работы мастера в красильной мастерской. И т. д.)

т Уместны ли описания действий в других стилях речи, кроме художественного? (Разговорный стиль – рассказ-описание, например, рыбалки, приготовления пищи и т. д.

Официально-деловой стиль – инструкции, например, по работе с различными механизмами.

Научный стиль – описание порядка действий, например, в на­ учном эксперименте, в лабораторной работе.

Публицистический стиль – например, репортаж или интервью о каких-либо действиях; наиболее часто встречается в спортивной журналистике.)

Найдите примеры описания действий в разных стилях речи.

III . Работа с учебником

1. Упражнение 237: чтение, обсуждение вопросов, определение
роли наречий.

Комментарий. Заголовок текста не соответствует его содер­ жанию. Варианты названия: «Работа мастера», «Мастерство плот­ ника».

Наречия, с помощью которых автор «рисует» действия: лучше всех, быстро, ровно.

Наречия, с помощью которых автор указывает на последова­ тельность действий: сначала, потом.

2. Упражнение 238: работа по исправлению речевых ошибок.

Комментарий, в отрывке из сочинения неоправданно повторя­ется наречие потом (трижды). Можно использовать его синонимы: затем, после (после этого), наконец.

3. Реализация домашнего задания (упражнение 239): сообще­ ния учеников о последовательности действий работающих людей, о характере их работы.

IV. Устное сочинение

Работа над планом сочинения.

Задание: подобрать наречия которые относятся а) к после­ довательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немед­ленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккурат­ но, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

Устное описание действий, обсуждение описаний.

Работа с черновиком сочинения.

Примечание. Можно дать опережающее задание: понаблюдать, как трудятся взрослые на работе, дома (например, как мама гото­вит обед); описать последовательность своих действий и действий товарищей, например, на уроке труда.

Наречие

Домашнее задание

Написать сочинение – описание действий в публицистиче­ ском стиле.