Уроки № 70-71. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

0
1214
компьютер

Уроки № 70-71. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: развитие речи учащихся, навыка определения типа и стиля текста; составление плана по предложенному тексту.

I . Чтение текста.

НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ БЕССЛЕДНО

Кем я буду? Каким буду? Сколько сил затрачиваем мы в юности на разре­ шение этих вопросов… Мне хочется поговорить о том, как рождается мечта, как она захватывает человека и поворачивает за собой его жизнь.

Я была совсем девчонкой, когда’в Харьков, где жила наша семья, приехала Айседора Дункан. Музыка, летящая белая туника, ни на что прежде виденное не похожий танец, смелость, сила, мужество… До этого дня вопрос о моем будущем считался в доме решённым. Отец, сам медик по образованию, считал, что его дочь -прирождённый хирург. Но тут… Ещё он не кончился, этот поразительный танец, а я уже знала, что буду балериной.

Пришлось отдать меня в балетную школу. Я занималась, делала успехи и была счастлива, пока лет в 15 не наступила пора увлечения кинобоевиками. Я со­ вершенно потеряла голову. Все полетело: музыка, балет.

В те годы актёр лично, без всяких дублёров, должен был проделать всё, что происходило на экране. Звёзды самолично скакали верхом, бросались с высоты в море, выпрыгивали из горящих домов. И я с головой ушла в спорт.

… И так же внезапно, ломая налаженную жизнь и установившиеся планы на будущее, вспыхнуло сумасшедшее увлечение цирком.

«Союзгосцирк» купил за границей группу леопардов, и я стала дрессиров­ щицей.

В молодости я сама удивлялась своим внезапным перевоплощениям, думала о непостоянстве своей натуры. Но с годами стала понимать, что дело совсем не в этом. Ничто не было «вдруг», каждый резкий поворот в судьбе был связан с какой- то встречей. Всякое новое увлечение – с человеком, заразившим меня своим приме­ ром. Люди, которые нас восхищают, их талант, обаяние личности, пример их жиз ни – вот, если вдуматься, истинные вехи на нашем пути, вот что даёт нам силы для неустанного движения вперед. И даже если мы прощаемся со своим увлечением, оно не исчезает бесследно…

Наши учителя, наставники – это не только те, кто давал нам уроки и ставил отметки. Так уж устроено – человек становится самим собой, преломляя в себе дру­ гих людей. Идя за ними, он постигает собственное призвание (И. Бугримова).

II . Предварительные упражнения.

1. Сгруппировать слова в соответствии с основными правилами пра­ вописания. Объяснить написание выделенных орфограмм: удивляться,
восхищаться, заниматься, приехать, скакать, выпрыгивать, затрагивать, захватывать, поворачивать, увлечение, призвание, происходило, су­
масшедший, кинобоевики, (за) границей, самолично, девчонка, налаженная
жизнь, решенный вопрос, прирожденный хирург, поразительный танец,
дрессировщица.

Составить с некоторыми словами и словосочетаниями простые и сложные предложения. Сделать словообразовательный анализ 2-3 слов (по выбору…).

2. Проанализировать текст. Сделать синтаксический разбор некоторых предложений, объяснить расстановку знаков препинания:

Я была совсем девчонкой, когда в Харьков, где жила наша семья, приехала Айседора Дункан. Музыка, летящая белая туника, ни на что прежде виденное не похожий танец, смелость, сила, мужество… До это­го дня вопрос о моём будущем считался в доме решённым. Отец, сам ме­дик по образованию, считал, что его дочь прирождённый хирург. Но тут… Ещё он не кончился, этот поразительный танец, а я уже знала, что буду балериной.

Наши учителя, наставники – это не только те, кто давал нам уроки и ставил отметки. Люди, которые нас восхищают, их талант, обаяние личности, пример их жизни – вот, если вдуматься, истинные вехи на на­шем пути, вот что даёт нам силы для неустанного движения вперёд. И даже если мы прощаемся со своим увлечением, оно не исчезает бес­следно…

III . Работа над содержанием текста. Подготовительная работа.

1. Определить стиль и тип текста. Найти основную мысль в рассуж­дениях и воспоминаниях известной артистки цирка Ирины Бугримовой. В чем причина, по её мнению, «резких поворотов» в её судьбе и «внезап­ных перевоплощений»?

Примерный план

Вечные вопросы, или как рождается мечта.

Приехала Айседора Дункан.

От увлечения кинобоевиками совершенно потеряла голову.

С головой ушла в спорт.

Я стала дрессировщицей.

Ничто не было вдруг.

Кто наши учителя и наставники?

Неустанное движение вперед.

Определить, какую роль играют в тексте сочетания: с головой уш­ла в спорт, совершенно потеряла голову, вспыхнуло увлечение цирком, ло­мая налаженную жизнь, сумасшедшее увлечение, заразил меня примером, прощаться со своим увлечением, становиться самим собой, преломлять в себе других людей.

Проверить написание слов: Харьков, Айседора Дункан, дрессиров­ щица, перевоплощение, ничто не бывает вдруг, обаяние личности, резкие повороты в судьбе, вспыхнуло сумасшедшее увлечение цирком, так же, совсем не в этом, так уж устроено, не только.

Напишите сочинение о людях, которые повлияли на вашу жизнь, на увлечения и стремления.

IV . Написание изложения с элементами сочинения.