Уроки 7-8. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

0
1015
кабинет

Уроки 7-8. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

Цель: закрепить знания о словообразовании, умения делать морфемный и словообразовательный разбор.

Методические приемы: лингвистический разбор, выразитель­ ное чтение, взаимопроверка, самостоятельная работа, заниматель­ ная лингвистика.

Ход урока 1

I . Лингвистическая разминка

Сделать фонетический разбор слов: паяльник, просьба, (Два человека выполняют задание на доске, остальные в тет­ радях.)

II . Проверка домашнего задания

1. Упражнение 22.

Взаимопроверка фонетического разбора слов: мёд, цветы, всем.

Примерный план текста: I . Необычный мед. П. Цветы Заполярья.

Переселение пчел.

Древний союз природы и человека.

III . Повторение темы «Словообразование»

1. Ответы на вопросы с. 12.

Способы словообразования: приставочный (приехать); суф­ фиксальный (лыжник); приставочно-суффиксальный (подоконник); сложение: слов (театр-студия), основ (милосердный), начальных букв (ГАИ, вуз), переход одной части речи в другую (столовая, нападающий).

Дополнительные вопросы:

– Может ли суффикс стоять после окончания? (Может – это суффикс -ся (-сь) в глаголах: купаешься, тороплюсь, зани­ маются и т. д.)

– Что необходимо знать, чтобы правильно написать слово бес­ сонный! Почему в этом слове две буквы «с» и две буквы «н»? (Надо знать состав слова, знать, как оно образовалось:

сон —► сонный —> бессонный.)

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 23: первое слово разбираем с классом на доске, используя план разбора (с. 207); остальные шесть слов ученики разбирают самостоятельно (по три предложения каждый вариант) с последующей взаимопроверкой).

Упражнение 24: даем время для прочтения текста и обдумыва­ния заголовка. Далее один из учеников выразительно читает текст, обсуждаем заглавие (вариант: «Торжественная тишина природы»); задания выполняем письменно, словообразовательный разбор – вы­ борочно на доске.

IV . Занимательная лингвистика. Из истории слов

Альбом

Это слово существует во многих европейских языках. Его ис­ точник – форма среднего рода от прилагательного albus – «белый». Словом album в Древнем Риме называли покрытые гипсом белые доски, на которых жрецы вели летопись.

В русский язык слово проникло из французского. Это случилось в XVIII веке, когда преобразования Петра Первого открыли России «окно в Европу», а вместе с этим хлынули в нашу страну новые явления, новые предметы, новые понятия, новые слова.

В первой половине XIX века альбомы, куда собирали новые стихи, автографы, рисунки, стали важным элементом русской куль­туры, своеобразным рукописным альманахом. Альбомы были в ка­ ждой образованной семье. Были даже так называемые «альбомные стихи», кочевавшие из одного альбома в другой. Были и настоящие шедевры: более десяти стихотворений Пушкина имеют в заголовке указания: «В альбом…».

Альбомные традиции сохранялись долгое время. Знаменит альбом Корнея Ивановича Чуковского, который носит интересное название – «Чукоккала». Если мы знаем, что дачное место под Пе­тербургом, где жил писатель, называлось Куоккала, нам понятно, как образовалось шутливое слово «Чукоккала» – сложением частей фамилии и топонима (названия места).

Сейчас альбомом называют переплетенные листы для рисова­ния, для размещения открыток, разных коллекций, фотоальбомы. Альбомами называют также иллюстрированные издания, содержа­ щие репродукции картин, рисунков, фотографий.

Домашнее задание

Упражнение 26.

Найти и прочитать стихотворения Пушкина (и других авто­ ров), в которых указано «В альбом…».

Ход урока 2

I . Лингвистическая разминка

Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: мо­ реход, подорожник.

(Два человека выполняют задание на доске, остальные в тет­ радях.)

Мореход i —море, ходить (производящие слова). Производящие основы – мор-, ходи-. Словообразовательные средства – соедини­ тельная гласная -е-, отсечение гласной основы. Способ словообра­ зования – сложение основ.

Подорожник <— дорога. Производящая основа – дорог-. Слово­ образовательные средства – приставка по-, суффикс -ник-. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 26: синтаксический разбор 4-го предложения вы­ полняет ученик у доски; в это время по цепочке называем условия выбора орфограмм, отвечаем на вопрос.

III . Закрепление темы «Словообразование и орфография»

Упражнение 25: выразительное чтение стихотворения; устный ответ на вопрос; самостоятельная работа с последующей взаимо­ проверкой.

Задание: придумать и записать примеры слов, образованных разными способами:

1 -й вариант – приставочным;

2-й вариант – суффиксальным;

3-й вариант – приставочно-суффиксальным;

4-й вариант – сложением.

3. Объяснительный диктант.

Выделить морфемы-орфограммы, объясняющие правописание слов:

Сшить, собирать, знаешь, приморский, черно-белый, исходить, разрушить, Греция, надпись, парчовый, запереть, премудрый, объ­ яснить, небольшой, расчёска, бессовестный, опасный, ложка, ярко-синий, вуз, свинцовый, подрасти, прилагательное, поздний, скворцы, стараться, борется, разыскать, замочек, кто-нибудь.

4. Словообразовательный разбор слов. Ключик, подыграть, скворечник.

Домашнее задание

Вопросы с. 14.

Упражнение 27.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и дея­ тельности М.В. Ломоносова (см. задание к упр. 28 на с. 15).