Уроки 7-8. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Цель: закрепить знания о словообразовании, умения делать морфемный и словообразовательный разбор.
Методические приемы: лингвистический разбор, выразитель ное чтение, взаимопроверка, самостоятельная работа, заниматель ная лингвистика.
Ход урока 1
I . Лингвистическая разминка
Сделать фонетический разбор слов: паяльник, просьба, (Два человека выполняют задание на доске, остальные в тет радях.)
II . Проверка домашнего задания
1. Упражнение 22.
Взаимопроверка фонетического разбора слов: мёд, цветы, всем.
Примерный план текста: I . Необычный мед. П. Цветы Заполярья.
Переселение пчел.
Древний союз природы и человека.
III . Повторение темы «Словообразование»
1. Ответы на вопросы с. 12.
Способы словообразования: приставочный (приехать); суф фиксальный (лыжник); приставочно-суффиксальный (подоконник); сложение: слов (театр-студия), основ (милосердный), начальных букв (ГАИ, вуз), переход одной части речи в другую (столовая, нападающий).
Дополнительные вопросы:
– Может ли суффикс стоять после окончания? (Может – это суффикс -ся (-сь) в глаголах: купаешься, тороплюсь, зани маются и т. д.)
– Что необходимо знать, чтобы правильно написать слово бес сонный! Почему в этом слове две буквы «с» и две буквы «н»? (Надо знать состав слова, знать, как оно образовалось:
сон —► сонный —> бессонный.)
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 23: первое слово разбираем с классом на доске, используя план разбора (с. 207); остальные шесть слов ученики разбирают самостоятельно (по три предложения каждый вариант) с последующей взаимопроверкой).
Упражнение 24: даем время для прочтения текста и обдумывания заголовка. Далее один из учеников выразительно читает текст, обсуждаем заглавие (вариант: «Торжественная тишина природы»); задания выполняем письменно, словообразовательный разбор – вы борочно на доске.
IV . Занимательная лингвистика. Из истории слов
Альбом
Это слово существует во многих европейских языках. Его ис точник – форма среднего рода от прилагательного albus – «белый». Словом album в Древнем Риме называли покрытые гипсом белые доски, на которых жрецы вели летопись.
В русский язык слово проникло из французского. Это случилось в XVIII веке, когда преобразования Петра Первого открыли России «окно в Европу», а вместе с этим хлынули в нашу страну новые явления, новые предметы, новые понятия, новые слова.
В первой половине XIX века альбомы, куда собирали новые стихи, автографы, рисунки, стали важным элементом русской культуры, своеобразным рукописным альманахом. Альбомы были в ка ждой образованной семье. Были даже так называемые «альбомные стихи», кочевавшие из одного альбома в другой. Были и настоящие шедевры: более десяти стихотворений Пушкина имеют в заголовке указания: «В альбом…».
Альбомные традиции сохранялись долгое время. Знаменит альбом Корнея Ивановича Чуковского, который носит интересное название – «Чукоккала». Если мы знаем, что дачное место под Петербургом, где жил писатель, называлось Куоккала, нам понятно, как образовалось шутливое слово «Чукоккала» – сложением частей фамилии и топонима (названия места).
Сейчас альбомом называют переплетенные листы для рисования, для размещения открыток, разных коллекций, фотоальбомы. Альбомами называют также иллюстрированные издания, содержа щие репродукции картин, рисунков, фотографий.
Домашнее задание
Упражнение 26.
Найти и прочитать стихотворения Пушкина (и других авто ров), в которых указано «В альбом…».
Ход урока 2
I . Лингвистическая разминка
Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: мо реход, подорожник.
(Два человека выполняют задание на доске, остальные в тет радях.)
Мореход i —море, ходить (производящие слова). Производящие основы – мор-, ходи-. Словообразовательные средства – соедини тельная гласная -е-, отсечение гласной основы. Способ словообра зования – сложение основ.
Подорожник <— дорога. Производящая основа – дорог-. Слово образовательные средства – приставка по-, суффикс -ник-. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
II . Проверка домашнего задания
Упражнение 26: синтаксический разбор 4-го предложения вы полняет ученик у доски; в это время по цепочке называем условия выбора орфограмм, отвечаем на вопрос.
III . Закрепление темы «Словообразование и орфография»
Упражнение 25: выразительное чтение стихотворения; устный ответ на вопрос; самостоятельная работа с последующей взаимо проверкой.
Задание: придумать и записать примеры слов, образованных разными способами:
1 -й вариант – приставочным;
2-й вариант – суффиксальным;
3-й вариант – приставочно-суффиксальным;
4-й вариант – сложением.
3. Объяснительный диктант.
Выделить морфемы-орфограммы, объясняющие правописание слов:
Сшить, собирать, знаешь, приморский, черно-белый, исходить, разрушить, Греция, надпись, парчовый, запереть, премудрый, объ яснить, небольшой, расчёска, бессовестный, опасный, ложка, ярко-синий, вуз, свинцовый, подрасти, прилагательное, поздний, скворцы, стараться, борется, разыскать, замочек, кто-нибудь.
4. Словообразовательный разбор слов. Ключик, подыграть, скворечник.
Домашнее задание
Вопросы с. 14.
Упражнение 27.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и дея тельности М.В. Ломоносова (см. задание к упр. 28 на с. 15).