Уроки 61-62. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь»

0
765

Уроки 61-62. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь»

Цели: развивать навыки устной речи, умение делать описание по картине; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: беседа по вопросам, подготовленный диктант, лингвистический разбор, устное описание картины, сло­ варная работа.

Ход уроков

I . Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения, записанного на доске; объяснение орфограмм и пунктограмм; определение грамматиче­ ских характеристик деепричастия.

Лону…ствовав опас… теть к своим воротам по(д, т)т…нулись игроки нашей команды.

(Почувствовав опасность, к своим воротам подтянулись игроки нашей команды. Почувствовав – деепричастие совершенного вида, образовано от глагола почувствовать с помощью суффикса -в.) П. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о деепричастиях совершенного вида.

2. Упражнение 181: проверка по цепочке.
Дополнительный вопрос: из какого произведения И.С. Турге­ нева взяты предложения?

3. Чтение выдержек и статей спортивного характера. Запись
предложений с описанием действий спортсменов, желательно с ис­ пользованием деепричастий.

Если деепричастий в предложениях нет, перестроить их, ис­ пользуя эту часть речи.

III . Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках на с. 85-86, в словарики, придумать с ними предложения.

Комбинация, галерея, экспресс – [р’].

IV . Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева
«Вратарь» (
Слово учителя.

По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема – спортивная. Спортивная журналистика – нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художест­ венные произведения, их материалы читаешь с захватывающим инте­ ресом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

Ваша задача – попробовать себя в роли спортивного журнали­ ста, создать материал на спортивную тему.

Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепри­ частий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепри­ частия как члены предложения.

Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки – штрафные очки.

Предложения записаны на доске:

1) Все поезда идущ …ев футбольную cm .. .лицу заполн… е(н, нн)ы болелыц…ками.

2) Ко(м, мм)ентаторы уд …ляли повыше(н, нн)ое вн… мание футболисту забивш…му победный гол в ворота соперн…ка.

(В)место пользу…щ…гося в команде (не, ни)пр…река…мым автор…тетом вет…рана в стартовом составе может выйти v под.. . ющий надежды защитник из юнош… ской сборной страны.

Дровиш…к в разг…ревш…йся к…стер надежд подброси ла молодая пор…ель украинских игроков добравшись до ф…нала чемп…оната Европы.

Нап…дающий открывшись на гран… офсайда перебросил I мяч… через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч… поч…ти на линии ворот.

6) Об…грае три команды бр…зилъц… вышли в (четвертьфинал.
Ответы:

Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены бо лельщиками.

Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.

Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.

Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила моло дая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.

Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.

6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.
(Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)
Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-

I ложении: нападающий – оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае – при- [ частия в существительное).

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 185: устный разбор.

Упражнение 186: подготовленный диктант.

3. Беседа по вопросам (подготовка устного рассказа по картине
С. Григорьева «Вратарь»).

Что изображено на картине?

Когда происходит действие? Как вы это определили? (Изобра­ женное на картине происходит в середине прошлого века: об этом говорит одежда героев, их школьные ранцы, обозначаю­ щие границы ворот. На картине запечатлен сентябрьский день: ребята пришли на пустырь после школы; на кустах желтые листья, но, судя по одежде, еще нехолодно.)

Где происходит футбольное состязание?

По каким признакам мы можем судить о том, какой момент изображен на картине?

Почему картина называется «Вратарь»?

С каким чувством написана картина?

4. Устный рассказ по картине.

Описание картины можно сделать в виде спортивного репорта­ жа, а также в виде рассказа экскурсовода.

5. Написание черновика сочинения.

Домашнее задание

Написать сочинение по картине, используя причастия и дее­ причастия.