Уроки 61-62. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь»
Цели: развивать навыки устной речи, умение делать описание по картине; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: беседа по вопросам, подготовленный диктант, лингвистический разбор, устное описание картины, сло варная работа.
Ход уроков
I . Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения, записанного на доске; объяснение орфограмм и пунктограмм; определение грамматиче ских характеристик деепричастия.
Лону…ствовав опас… теть к своим воротам по(д, т)т…нулись игроки нашей команды.
(Почувствовав опасность, к своим воротам подтянулись игроки нашей команды. Почувствовав – деепричастие совершенного вида, образовано от глагола почувствовать с помощью суффикса -в.) П. Проверка домашнего задания
1. Рассказать о деепричастиях совершенного вида.
2. Упражнение 181: проверка по цепочке.
Дополнительный вопрос: из какого произведения И.С. Турге нева взяты предложения?
3. Чтение выдержек и статей спортивного характера. Запись
предложений с описанием действий спортсменов, желательно с ис пользованием деепричастий.
Если деепричастий в предложениях нет, перестроить их, ис пользуя эту часть речи.
III . Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках на с. 85-86, в словарики, придумать с ними предложения.
Комбинация, галерея, экспресс – [р’].
IV . Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева
«Вратарь» (
Слово учителя.
По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема – спортивная. Спортивная журналистика – нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художест венные произведения, их материалы читаешь с захватывающим инте ресом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.
Ваша задача – попробовать себя в роли спортивного журнали ста, создать материал на спортивную тему.
Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.
Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепри частий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепри частия как члены предложения.
Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки – штрафные очки.
Предложения записаны на доске:
1) Все поезда идущ …ев футбольную cm .. .лицу заполн… е(н, нн)ы болелыц…ками.
2) Ко(м, мм)ентаторы уд …ляли повыше(н, нн)ое вн… мание футболисту забивш…му победный гол в ворота соперн…ка.
(В)место пользу…щ…гося в команде (не, ни)пр…река…мым автор…тетом вет…рана в стартовом составе может выйти v под.. . ющий надежды защитник из юнош… ской сборной страны.
Дровиш…к в разг…ревш…йся к…стер надежд подброси ла молодая пор…ель украинских игроков добравшись до ф…нала чемп…оната Европы.
Нап…дающий открывшись на гран… офсайда перебросил I мяч… через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч… поч…ти на линии ворот.
6) Об…грае три команды бр…зилъц… вышли в (четвертьфинал.
Ответы:
Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены бо лельщиками.
Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.
Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.
Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила моло дая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.
Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.
6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.
(Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)
Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-
I ложении: нападающий – оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае – при- [ частия в существительное).
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 185: устный разбор.
Упражнение 186: подготовленный диктант.
3. Беседа по вопросам (подготовка устного рассказа по картине
С. Григорьева «Вратарь»).
Что изображено на картине?
Когда происходит действие? Как вы это определили? (Изобра женное на картине происходит в середине прошлого века: об этом говорит одежда героев, их школьные ранцы, обозначаю щие границы ворот. На картине запечатлен сентябрьский день: ребята пришли на пустырь после школы; на кустах желтые листья, но, судя по одежде, еще нехолодно.)
– Где происходит футбольное состязание?
По каким признакам мы можем судить о том, какой момент изображен на картине?
Почему картина называется «Вратарь»?
С каким чувством написана картина?
4. Устный рассказ по картине.
Описание картины можно сделать в виде спортивного репорта жа, а также в виде рассказа экскурсовода.
5. Написание черновика сочинения.
Домашнее задание
Написать сочинение по картине, используя причастия и дее причастия.