Уроки 61–62 МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА. «ДОН КИХОТ»*

0
547
физика

Уроки 61–62 МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА. «ДОН КИХОТ»*

Цели: познакомить с понятием «рыцарский роман», с главами романа Сервантеса «Дон Кихот»; развивать умение выборочного чтения; умение характеризовать героя литературного произведения.

Оформление: на доске запись темы урока; иллюстративный материал, фрагменты из кинофильмов; например иллюстрация с изображением памятника Дон Кихоту и Санчо Пансе в Мадриде.

Оборудование: книга Сервантеса или распечатки с отрывками из нее.

Ход уроков

Свобода… есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища.

Сервантес

I. Вступительное слово учителя.

Кто такой дон кихот, знает любой образованный человек: дон Кихот – это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником. Дон Кихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных представлений о добре, красоте, благородстве.

Дон Кихот – рыцарь Печального Образа, пусть и смешной. Но далеко не каждый читал роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», в котором выведен настоящий Дон Кихот, точнее 50-летний идальго (мелкопоместный дворянин) Алонсо Кихано, страстный любитель рыцарских романов, возомнивший себя странствующим рыцарем и придумавший себе имя, которое он должен прославить: Дон Кихот Ламанчский (Ла-Манча – область на юго-востоке Кастилии, центральной провинции Испании; именно там находилось безымянное село, в котором коротал свои дни сеньор Алонсо).

Герой отделился от романа и зажил отдельной жизнью, подобно тени, завладевшей своим хозяином. Но, как писал в начале ХХ в. испанский философ Хосе Ортега-и-Гасет, где-то на небесах Сервантес, творец «Дон Кихота», с печальной улыбкой ожидает того, кто родится, чтобы понять его. А чтобы понять Сервантеса, надо прежде всего прочитать роман. При этом читателю надо сосредоточить внимание не только на том, что делают Дон Кихот и другие персонажи, но и на том, что они говорят; по мнению одного из критиков, «Дон Кихот и Санчо не делают ничего важнее того, что говорят друг с другом».

Итак, на заре XVII века в испанской литературе появились две довольно странные фигуры: нескладный рыцарь на тощем коне и толстенький оруженосец на упитанном ослике. Они вошли в жизнь людей, чтобы надолго стать олицетворением человечности, благородства, честности, отзывчивости и доверчивости. Это, как вы уже поняли, Дон Кихот и Санчо Панса. Вот так рядом и идут они через столетия, вызывая порой насмешки, порой восхищение, а порой и просто недоумение, а за ними всегда следует писатель, придумавший их, – Мигель де Сервантес Сааведра (имя этого испанского писателя записано на доске). Так и идут они вместе в веках, автор и его герои.

II. История создания романа.

Выступление учащегося с индивидуальным заданием.

Замечание для учителя. Выполнение этого задания можно осуществить двумя способами в зависимости от задачи, решаемой учителем. Если есть необходимость дать кому-то из учащихся возможность проявить себя, можно предложить самому найти информацию по данному вопросу, скомпоновать ее, выбрать интересные, значимые факты; обязательно до урока скорректировать ответ. Можно пойти другим путем: если есть ученик, которому необходимо помочь поверить в собственные силы, то можно предложить пересказать уже готовый материал так, чтобы другие его слушали и им было интересно.

На доске:

«Свобода… есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища».

Слова, которые вы сейчас услышали, принадлежат главному герою романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Ведь не случайно, определив себя в странствующие рыцари, Дон Кихот так формулирует свою цель: защищать тех, «кого Господь и природа создали свободными». Это тем более показательно, если учесть, что Сервантес начал создавать свое творение в 1602 году, находясь в… тюремной камере.

В поисках заработка Сервантес переезжает в Севилью, большой портовый город, поступает на службу. К составлению счетов и деловых бумаг Сервантес не имел навыков, поэтому он дважды попадал в тюрьму: то его обвиняли в недозволенной покупке, то в растрате казенных денег, так как банк, где хранились собранные им налоги, обанкротился. Во время одного из таких пребываний за решеткой писателю, по его признанию, и явился образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать подвиги в подражание героям любимых книг.

В 1605 году первая часть романа вышла в свет и имела огромный успех. С тех пор это произведение настолько прочно вошло в сокровищницу мировой литературы, что даже трудно представить себе человека, который бы не был с ним знаком. Интересно отметить и то влияние, которое оно оказывало на русских писателей. О «Дон Кихоте», например, Пушкин писал Гоголю и советовал, когда создавались «Мертвые души», брать пример с Сервантеса.

Испанцы встретили роман с улыбкой, они были убеждены, что Сервантес написал этот роман главным образом для того, чтобы высмеять рыцарские романы и навсегда отбить у соотечественников охоту их читать, потому что это чтение было похоже на эпидемию, сравнимую, пожалуй, только с повальным увлечением детективами наших современников.

Что же такое «рыцарский роман»? Как правило, в нем доблестный рыцарь совершает неслыханные подвиги во славу Прекрасной Дамы, сражается с опасными чудовищами, разрушает козни злых волшебников, приходит на помощь обиженным. Таким образом, рыцарские романы развлекают и взывают к добрым чувствам. Они написаны доступным языком, динамичны, притягивают извечно волнующими темами – смертельной опасности и любви. «Почему же это надо было пародировать, что не устраивало в рыцарских романах?» – можно задать такой вопрос. По мнению автора, в них не затрагивались животрепещущие, вечные темы; читателю, погружаясь в мир рыцарского романа, не приходилось много думать.

Произведение Сервантеса сначала воспринимается как забавное, необычное чтение, но со временем сюжет уступает место образу. Становится понятным, что главное в романе – не события и их последовательность, а образ совершенно необычного человека, настолько необычного, что его имя стало символом. Поэтому при чтении очень важно обращать внимание на то, как к своему герою относится автор, Мигель де Сервантес.

III. Чтение отрывков из романа (часть I, главы 1, 2, 3, 4 – в сокращении).

IV. Обсуждение прочитанного.

Вопросы:

1. Похож ли главный герой на рыцаря?

2. Как автор относится к своему герою?

3. Как вы думаете, исчерпывается ли цель автора созданием пародии на рыцарский роман и его героев?

4. Каким предстает Дон Кихот в сцене посвящения в рыцари, в разговоре с пастухом и его хозяином? Почему герой не смог защитить пастуха?

5. Подвиги героя принесли добро и пользу?

6. Чем руководствуется в своих поступках рыцарь?

V. Обобщающее слово учителя.

Один из исследователей романа однажды заметил: «Дон Кихот первых шести глав прежде всего безумен, затем он станет, как это точно подметит Санчо, не столько безумен, сколько дерзновенен». Действительно, если поначалу роман почти не выходит за рамки литературной пародии, то по мере развития событий герой перестает быть только комической фигурой. Он обнаруживает такие свойства, которые позволяют увидеть его совсем в ином свете. Его безумие все чаще оборачивается мудростью, а его речи и поступки кажутся странными только обывателям. И у читателя невольно закрадывается сомнение: так ли уж безумен человек, верящий в добро и справедливость, в правду и человечность, в честь и благородство и стремящийся защищать слабых и притесненных, мечтающих искоренять всякого рода неправду?

Наделяя Дон Кихота очень привлекательными человеческими чертами, изображая его подвижником, ратоборцем справедливости, автор ставит своего героя в нелепые и смешные положения. И это объяснимо не только пародийной тенденцией, просто Дон Кихот бессилен изменить что-либо в мире, где царят эгоизм и стяжательство. Поэтому иллюзии, во власти которых он все время находится, с одной стороны, умножают его силы, а с другой – делают его усилия бесплодными. Нередко его великодушные порывы приводили к результатам прямо противоположным, поэтому трудно, наверное, ответить на вопрос: кто такой Дон Кихот – чудак, безумец, герой?

В нем скрыто своеобразное противоречие между внешними признаками рыцаря и внутренним содержанием: герой никак не подходит под описание рыцарей, но его душа горит желанием защищать слабых, помогать обиженным, спасать нуждающихся. Внешне он комичен, порою смешон, но внутренне он самый настоящий рыцарь. Он – активная натура и не может мириться со злом. Но трагедия его в том, что он одинок в своем стремлении (лишь Санчо Панса понимает его), а в одиночку исправить мир зла, лжи и лицемерия нельзя. Но он все же пытается, – это делает его смешным в глазах окружающих, они считают его безумным. А ведь это подвиг: зная о своем одиночестве, сражаться за идею добра. Поэтому Дон Кихот и безумец, и чудак, и герой, и трагическая личность.

Роман, пройдя через сознание миллионов, оказал огромное влияние на культуру, на жизнь людей, одних увлекая благородством героя, других остерегая от карикатурных его подвигов. С течением времени стало ясно, что Сервантес усмотрел особое, никем до него не подмеченное явление, имеющее вневременное, присущее всем векам и народам значение. Открытое Сервантесом и обличенное в художественный образ явление потомки назвали донкихотством. Дон Кихот стал вечным образом, донкихотство – литературным мотивом.

Донкихотство – понятие многозначное, его толкуют по-разному, иногда толкования противоречат друг другу. Многие называют донкихотством отсутствие чувства реальности и называют донкихотом человека, лезущего на рожон, лишенного ощущения действительности, а потому несуразного, нелепого, жалкого и смешного.

Но под донкихотством понимают и другое – нежелание приспосабливаться к прозе жизни, стремление преобразить, преобразовать жизнь, упорное и даже героическое следование мечте, верность возвышенной цели, сколько бы цель ни противоречила грубой логике реальных и косных фактов. Донкихотство в таком понимании тоже может иметь оттенок смешного, но более глубокая реакция, которую оно в нас вызывает, – сочувствие, сострадание, восхищение. Так объясняет донкихотство современный исследователь.

Иные времена обнаружили в романе иное содержание, то «нечто высшее, из чего вытекают все верования, убеждения и начала», и не только обнаружили, но и попытались объяснить.

В. Г. Белинский утверждал, что Дон Кихот – благородный и умный человек, который весь, со всем жаром энергической души, предался любимой идее. Комическая же сторона в характере Дон Кихота состоит в противоположности его любимой идеи с требованием времени, с тем, что она не может быть осуществлена в действии, приложена к делу… Каждый человек есть немного Дон Кихот, писал критик, но более всего бывают донкихотами люди с пламенным воображением, любящею душою, благородным сердцем, даже с сильною волею и с умом, но без рассудка такта действительности… Если б эта храбрость, это великодушие, эта преданность, если б все эти прекрасные, высокие и благородные качества были употреблены на дело, вовремя и кстати, – Дон Кихот был бы истинно великим человеком.

И. С. Тургенев заметил, что дон Кихот выражает собой «веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое… в истину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему дающуюся, требующую служения и жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы. Дон Кихот проникнут весь преданностью к идеалу, для которого он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнию; самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле… Жить для себя, заботиться о себе – Дон Кихот почел бы постыдным. Он весь живёт (если можно так выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам – волшебникам, великанам – то есть притеснителям… Смиренный сердцем, он духом велик и смел… крепость его нравственного состава (заметьте, что этот сумасшедший, странствующий рыцарь – самое нравственное существо в мире) придает особенную силу и величавость всем его суждениям и речам, всей его фигуре, несмотря на комические и унизительные положения, в которые он беспрестанно впадает… Дон Кихот энтузиаст, служитель идеи и потому овеян ее сиянием…»

Вопрос: какая из оценок вам кажется наиболее интересной? Почему?

Домашнее задание: нарисовать ассоциативный портрет Дон Кихота.