Уроки 58–59 РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ. СОЧИНЕНИЕ

0
489

Уроки 58–59 РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ. СОЧИНЕНИЕ

Цели: учить работать над составлением плана, подбором и расположением материала, отбором соответствующих плану цитат, их оформлением; учить логическому расположению материала; обогащать словарный запас.

Методические приемы: чтение текста, ответы на вопросы, анализ отобранного материала, рассказ по плану с использованием цитат.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Составление планов к сочинениям.

1. Составление плана к сочинению «Судьба деда Каширина».

1) Наше первое знакомство с дедом.

2) Что рассказал он Алеше о прежней жизни?

3) Каковы его отношения с Григорием Ивановичем?

4) Как относится дед Каширин к своим сыновьям, внукам?

5) Какие качества проявляет во время пожара?

6) Ради чего жил дед Алеши?

7) Каков итог его жизни?

2. Составление плана к сочинению «Бабушка Акулина Ива-
новна».

1) Кем для Алеши была бабушка?

2) Отношение ее к богатству.

3) Любовь к людям.

4) Смелость, решительность Акулины Ивановны.

5) Связь ее с жизнью народа.

3. Рассказ по плану о бабушке, рассуждения подкреплять цитатами.

4. Составление цитатного плана, ответ по плану.

Характеристика Алеши.

1) «… Все не понравились мне…»

2) «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая… жизнь» или «Дом деда был наполнен горячим туманом вражды…».

3) «…дед следит за мною умными и зоркими… глазами…»

4) «Нет, Максим не бил его, да и мне запретил».

5) «…оно (сердце) стало… чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

6) «Я и любил Ивана, и удивлялся ему до немоты».

7) «Я не мог терпеть, когда ребята стравливали собак…»

8) «Я не мог подойти к нему (Григорию Ивановичу)…»

9) «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей…»

10) «…Свинцовые мерзости дикой русской жизни…»

IV. Работа в черновиках.

V. Чтение и анализ 2–3 работ учащихся.

VI. Редактирование в черновиках.

VII. Написание сочинения в чистовик.

Домашнее задание: познакомиться с легендой о Данко (учебник, с. 84–87); подумать, какова ее главная мысль; подготовить выразительное чтение вслух, сохранив особый, сказочный ритм.