Уроки 58–59 подлинные и мнимые ценности жизни (глава «comme il faut»). приемы психологического самоанализа героя (глава «Я проваливаюсь»)
Цели: закреплять навыки аналитического чтения; раскрыть приемы психологического самоанализа героя.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.
Конкурс на самый интересный вопрос.
II. Работа по теме урока.
1. Анализ главы «Comme il faut».
1) Беседа.
– В чем состоит идеал человека «комильфо»?
– Как Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?
– Что было главным злом этого увлечения?
2) Работа в группах.
Вопрос 1-й группе. Как вы оцениваете такую участь героя?
Вопрос 2-й группе. Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик?
Вопрос 3-й группе. Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?
3) Пересказ-анализ главы XXXI «Comme il faut».
– В чем же автор хочет убедить своего читателя и как он это делает?
4) Заключительное слово учителя.
Пройдя через «пустыню отрочества», герой трилогии в юности испытывает сильную тягу к нравственному обновлению. Он избавляется от скептицизма, проникается верой в возможность добра и счастья.
В пору юности Николай Иртеньев осознает, что ему предстоит выбрать свое место в жизни, развить и проявить свои способности. «…Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе».
Но вскоре ему приходится убедиться в глубоком противоречии между его мечтами и действительностью.
Вот он мечтает о скромной жизни, хочет быть просто старательным студентом университета. Но богатая фантазия рисует ему такие картины: он стал лучшим студентом, затем становится «первым кандидатом с двумя золотыми медалями», там – магистром, первым ученым России, Европы. Но тут он спрашивает себя: «Ну а потом?» Спрашивает и видит, что руководили им в его мечтаниях чувства тщеславия и самолюбования, и ему делается стыдно.
После исповеди Николенька хвалится извозчику, какой он хороший, и ему снова становится стыдно.
Самое интересное и поучительное в повести «Юность» – это разоблачение того идеала «комильфотного» человека, которому старался следовать Николай Иртеньев.
Кодекс человека comme il faut основан на убеждении в законности и незыблемости разделения людей на классы, сословия, различные группировки. Герою трилогии это представляется следующим образом: «Род человеческий можно разделить на множество отделов – на богатых и бедных, на добрых и злых, на военных и штатских, на умных и глупых и т. д., и т. п.» Кроме этих подразделений, герой трилогии придумал в годы юности еще одно: «Мое любимое и главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на людей comme il faut и на comme il ne faut pas* (см. Примечание)».
Первых юный Иртеньев уважал, вторых – презирал. А людей из народа – просто не замечал; они «для меня не существовали», признается он.
В повести дается подробное перечисление свойств и качеств, какими должен был обладать «комильфотный» человек. Вспомним некоторые из них:
«Первое и главное» – «отличный французский язык и особенно выговор»;
«второе условие» – «были ногти длинные, отчищенные и чистые»;
«третье условие» – «умение кланяться, танцевать и разговаривать»;
«четвертое, и очень важное, было равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки».
У героя трилогии были еще и свои методы определять признаки «порядочного» человека: убранство комнаты, экипаж, печатка, почерк и главное – ноги, вернее обувь.
«Сапоги без каблука с угловатым носком и концы панталон узкие без штрипок – это был простой; сапог с узким, круглым носком и каблуком и панталоны узкие внизу со штрипками, как балдахин стоящие над носком, – это был человек mauvais genre (дурного вкуса) и т. п.».
Толстой называет пагубным увлечение своего героя идеалом comme il faut и говорит, что оно явилось следствием светского воспитания.
«Главное зло, – пишет Толстой, – состояло в том убеждении, что comme il faut есть самостоятельное положение в обществе, что человеку не нужно стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он comme il faut; что, достигнув этого положения, он уж исполняет свое назначение и даже становится выше большей части людей.
2. Работа над главой «Я проваливаюсь».
1) Беседа.
– Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?
– Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена?
– О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?
– Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?
– Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?
– На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?
– Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы?
– Почему описанную половину юности автор считает не очень счастливой?
2) Слово учителя.
Познакомившись со студентами-разночинцами Зухиным, Семеновым и др., Николай Иртеньев убедился в том, что его голландская рубашка, хороший прононс и т. д. не производят на них никакого впечатления, что они больше его читали и лучше знают предметы. Знаменательно, что последняя глава «Юности» озаглавлена «Я проваливаюсь». Герой трилогии провалился на экзаменах по математике на первом курсе университета: «Я был оскорблен, унижен, я был истинно несчастлив». С большим трудом он справился с отчаянием и решил, что в будущем он ни одной минуты не проведет праздно и никогда не будет делать ничего дурного.
На исходе детства Николенька делает открытие, что не все люди равны. Однако какой-то практический инстинкт тотчас же подсказал ему, что с Катенькой «не годится говорить об этом, и он промолчал, но почувствовал, что в эту минуту в нем произошла одна из тех «моральных перемен», когда «ваш взгляд на вещи совершенно изменяется». Николенька с глубокой грустью убеждается в том, что между людьми нет равенства, что существующий порядок вещей привел их к разъединению, раздробил на классы, группы, разряды, круги и кружки и что ему нелегко будет найти свое место в этом мире.
Защита лучшего в человеке, стремление оградить это лучшее от дурных влияний, художественное запечатление борьбы добра со злом в разные периоды формирования личности составляют пафос трилогии Толстого.
3. Подготовка к сочинению «Диалектика души в повести Л. Н. Толстого «Юность».
1) Слово учителя.
При издании повести «Детство» Н. А. Некрасов заменил это название на другое – «История моего детства». Вспомним, как Толстой отреагировал на это: «Заглавие “История моего детства” противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до моего детства?» Нет, не история жизни конкретного человека лежала в основе замысла автора, а нечто другое. Беспристрастно и откровенно Толстой рассказывает о том, что происходило с душой ребенка, подростка, а потом молодого человека в самые важные периоды его жизни. Получается, что развитие души человека – основная тема этого произведения. И задача вашего сочинения – показать, как Толстой изображает это развитие, иными словами, показать диалектику человеческой души.
2) Составление плана сочинения.
Примерный план сочинения.
I. Автобиографическая проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности.
II. Духовное становление человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность».
1. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками.
2. Подлинные и мнимые ценности жизни героя.
3. Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту.
4. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в повести.
5. Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).
6. К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?
III. В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?
III. Итог урока.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на указанную выше тему.