Уроки 58–59 «…НЕОТРАЗИМО СТРАШНЫЕ ИДЕАЛЫ ОГРУБЕНИЯ…» (ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РУССКИХ ПОМЕЩИКОВ)

0
511
информатика

Уроки 58–59
«…Неотразимо страшные идеалы огрубения…»
(Характеристика различных типов
русских помещиков)

Цели: углубить представление учащихся о сюжете и композиции гоголевской поэмы ; помочь учащимся выяснить общественную позицию автора «Мертвых душ»; определить основные черты характера Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина; обратить внимание на общий план изображения помещиков, которого придерживается автор; выявлять приемы создания Гоголем сатирических типов.

Ход уроков

I. Беседа по вопросам:

1. В чем смысл названия поэмы?

2. В чем заключается жанровое своеобразие «Мертвых душ»? Почему автор назвал свое произведение поэмой?

3. Расскажите об особенностях композиции I тома «Мертвых душ», о своеобразии сюжета и роли Чичикова.

4. Как в развитии сюжета, лирических отступлениях, вставных эпизодах раскрывается гражданская позиция автора?

II. Краткий обзор «портретных» глав поэмы «Мертвые души». Беседа, чтение диалогов Чичикова с помещиками, анализ речевых характеристик.

Пять глав из одиннадцати посвящены характеристике различных типов русских помещиков. Гоголь писал, что образы – персонажи поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других».

Пять характеров, пять портретов, которые по яркости и выразительности принадлежат «к первоклассным образцам искусства слова» (А. Н. Соколов) [15]. Эти пять характеров так непохожи друг на друга, что можно только удивляться мастерству индивидуализации у Гоголя. Но в то же время в каждом из них просматриваются типичные черты русского помещика.

Фамилии, имена у героев Гоголя – чисто русские, по общему значению и по корню. Они сатирически выразительны, оригинальны, смешны и злы.

Манилов.

Беседа по вопросам:

1. Почему галерею помещиков открывает образ Манилова?

2. Дайте характеристику гоголевскому герою.

3. Какую роль в раскрытии характера Манилова играет описание усадьбы, окружения, подробности быта?

4. Какие приемы использует автор для создания сатирического образа Манилова?

5. Чтение диалога Чичикова с Маниловым о продаже мертвых душ. Как ведут себя герои в ходе диалога?

Чичиков действует напористо, даже вдохновенно, учитывая наивность своего собеседника. «Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов, хотя за это и потерпел на службе, но уж извините: обязанность для меня дело священное, закон – я немею перед законом». Какое красноречие, как сказано! Слова Чичикова понравились Манилову – и дело сделано. «Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили свое существование?.. Я передаю их [души] вам… и купчую беру на себя».

Манилов – бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчеркивает его никчемность и слащавость. Гоголь, руководствуясь задачей сатирического обличения при изображении человеческого характера, выдвигает на первый план отрицательные черты. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи, поступки говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Коробочка.

Беседа по вопросам:

1. Почему главу о помещице Коробочке автор начинает с описания природы? («Дождь, однако же, казалось, зарядил надолго. Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь…»)

2. Расскажите о Коробочке. Какую роль в раскрытии характера героини играет описание барского дома и его внутреннего убранства, двора и состояния хозяйства?

3. Чтение диалога Чичикова с Коробочкой о купле-продаже мертвых душ. Как выглядят герои? Как содержание и форма речи передают мысли персонажей?

4. Выделите основные черты характера героини.

Коробочка относится к числу «помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Ее поведением руководит страсть к накопительству, корысть. Гоголь на первый план выдвигает дубинноголовость, невежественность, мелочную хлопотливость Коробочки.

Ноздрев.

Беседа по вопросам:

1. Каковы первые впечатления от этого гоголевского героя?

2. Любимое занятие Ноздрева? Из каких побуждений он действует?

3. Чтение диалога Чичикова с Ноздревым. Почему аферисту Чичикову не удалось купить мертвые души у Ноздрева?

4. Выделите ведущие черты характера Ноздрева.

5. В чем типичность Ноздрева?

«Может быть, назовут его характер избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! Несправедливы будут те, которые станут говорить так. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане…» (Гоголь).

Жизнь Ноздрева – «бесконечное и не знающее пределов насыщение самых низких чувственных инстинктов человеческой природы»*. У него полностью отсутствуют принципы нравственности.

На первый план Гоголь выдвигает следующие отрицательные черты Ноздрева: бесцельную активность, желание казаться значительнее и богаче, наглость, хамство, ярмарочный героизм.

Собакевич.

Беседа по вопросам:

1. Изображая различные типы помещиков, Гоголь намекает на связь этих образов с животным миром. Что такого есть в Собакевиче?

(«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для завершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».)

2. Как характеризуют героя описание его усадьбы, внутреннего убранства дома?

3. Обед у Собакевича. (Зачитать.) С какой целью автор так подробно описывает эту сцену?

4. На что направлены сила и ум Собакевича?

5. Что говорит Гоголь о типичности этого героя?

В Собакевиче «проступает» жестокое и звериное начало. В его неуклюжем теле «совсем не было души».

Руководствуясь задачей сатирического обличения, писатель при изображении характера Собакевича отмечает ведущие отрицательные черты: кулачество, грубость, человеконенавистничество, страсть к наживе.

Плюшкин.

Беседа по вопросам:

1. Почему 6-ю главу о Плюшкине автор начинает с лирического отступления? (Зачитать.)

2. Перескажите (или зачитайте) эпизод «Первая встреча Чичикова с Плюшкиным». Какие чувства вызывает у вас Плюшкин?

3. Проследите путь превращения Плюшкина из некогда мудрого и бережливого хозяина в «прореху на человечестве». В чем причины такого превращения?

4. Почему именно Плюшкин венчает галерею «мертвых душ»?

5. Какие детали портрета, описания деревни, дома, интерьера подчеркивают окончательную духовную гибель человека?

6. Смешон или страшен Плюшкин?

В Плюшкине нет никаких человеческих чувств. Ненасытная жадность и беспредельная скупость – главные черты характера героя. Имя Плюшкина стало нарицательным. Плюшкин – последняя стадия нравственного падения, а возможно ли его возрождение?

III. Разговор о сущности сатирического типа.

Суждение Пушкина о главном свойстве художественной манеры Гоголя: «…еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни… чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

Строя «портретные» главы, автор тщательно подбирает детали, которые показывают своеобразие каждого помещика. Применяя прием гиперболы, писатель выделяет главные черты своих героев. Характеристика образа-персонажа строится по плану: описание обстановки, внешний вид усадьбы, дома. Далее – авторская характеристика хозяина. По тому как обрисована внешность героя, можно легко отгадать основные черты характера. От описания Гоголь переходит к изображению действий.

Центральный момент в характеристике героя – это отношение к Чичикову и его предложению. Своеобразие каждому персонажу придает его речь. Гоголь, заостряя ведущие черты персонажей, применяет гиперболико-сатирический принцип их речевой характеристики. Ирония – характерный элемент создания сатирических типов.

Домашнее задание.

Дочитать до конца поэму.

Подготовить сообщения:

1. Характеристика губернских чиновников.

2. Как формировался характер Чичикова.

поурочный план, 10 класс, русская литература