Уроки № 54-55. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

0
669
информатика


Уроки № 54-55. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Цели: развить представление об обобщающих словах, выработать навык узнавания их в тексте; продолжить формирование пунктуационного навыка.

I . Опрос-повторение.

1. Вспомните, какие члены предложения называются однородными?
Расставьте знаки препинания в схемах (возможна раздача раз­
множенных на ксероксе листочков каждому ученику):

1)ООиОиО;

О зато О;

не только О но и О;

как О так и О;

ни О ни О ни О;

О и О О и О.

Составьте предложения по 1-й и 6-й схемам ( I вариант) и 3-й и 5-й схемам ( II вариант).

2. Произведите синтаксический разбор предложений.

/. Поступок важен в жизни каждого человека, в общении между людьми. 2. По поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности и ответственности.

II . Новый материал.

1. Подготовительные упражнения.

1) Разбейте данные слова на группы, подберите к ним обобщающие слова, придумайте предложения: в поле, в лесу, птицы, звери, осенью, на реке, весной, рыбы, зимой.

Придумайте предложения, в состав которых входили бы однородные члены и обобщающие слова: I ряд – всегда; II ряд – везде; III ряд – все это.

Разбор по членам предложения.

/. Все жители поселка: мужчины и женщины, старики и дети -вышли встречать пароход. 2. В Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии – всюду растут новые города.

В итоге подведем учащихся к следующему выводу: обобщающее слово или словосочетание можно найти в предложении по двум признакам: 1) лексическое значение обобщающего слова раскрывается, конкретизиру­ ется рядом однородных слов – понятий; 2) обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем. (Кроме пред­ ложений, в которых обобщающее слово выступает в роли сказуемого с обобщающим значением при однородных членах – подлежащих. Напри­мер: Пушкин, Лермонтов, Некрасов – мои любимые поэты.)

2. Работа над пунктуацией.

1) Преобразовать предложение, записанное на доске.
Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.

В данном случае однородные члены завершают предложение, а обобщающее слово стоит перед ними.

Преобразовать так: а) чтобы обобщающее слово завершало предло­ жение, а однородные члены стояли перед ним; б) чтобы однородные члены стояли в середине предложения, а обобщающее слово перед ними.

В итоге делается устный вывод, что есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них.

Чтение § 28 учебника, где эти три основных случая фиксируются в трех схемах расстановки знаков препинания.

III . Закрепление изученного.

1. Объяснительный диктант.

У. Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях и на полях – она искала Баклашова, спрашивала о нем (К. Паустовский). 2. Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник (К. Паустовский). 3. И все это: громад­ная и пышная вершина клена, светло-зеленая гряда аллеи, подвенечная бе­лизна яблонь, груш, черемух, солнце, синева – все поражало своей густой свежестью и новизной (И. Бунин). 4. Какие все же удивительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые (В. Шукшин). 5. Но здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все её достоинства только родились с ней (И. Тургенев).

2. Упр. 248 ( I ч.).

IV . Задание на дом:

§ 28 упр. 248 ( II ч.).

Второй урок по этой теме отводится речевым и пунктуационным упражнениям.

I . Словарная работа (слова в рамках с. 111-115).

II . Выполнение упр. 250,251 (возможно выборочно).

III . Объяснительный диктант.

В истории русской живописи сохранились имена прекрасных худож­ ников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. Один из лучших художников этого жанра – Шишкин. Русская природа -основная тема его творчества. В своих картинах он воспел родную землю, её свежее дыхание, необозримые просторы и богатства. Цветупцие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще – всё это близко и дорого сердцу художника.

Широко известны многие его картины: «Сосновый бор», «Лесная глушь», «Рожь», «Среди долиныровныя…», «Корабельнаяроща» и другие.

«Утро в сосновом лесу» – одна из лучших картин художника. Он пи­сал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате – в разные времена года, в различные часы дня. Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы — привлекало вни­мание художника. Во всём умел он находить красоту: в тумане над рекой, в лесной поляне, в чаще леса. Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.

IV . Задание на дом:

упр. 253.