Уроки 54–55 Н. В. ГОГОЛЬ. «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»

0
489

Уроки 54–55
Н. В. Гоголь. «Петербургские повести»

Цели: расширить знания учащихся о творчестве Гоголя путем знакомства с произведениями из сборника «Арабески»; выделить основные темы, конфликты повестей «Невский проспект», «Шинель»; рассказать учащимся, что нового внес писатель в изображение Петербурга, как развивается тема «маленького человека» в произведениях Гоголя; сформировать представление о наиболее характерных художественных приемах, своеобразной писательской манере Гоголя.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

В сборник Н. В. Гоголя «Арабески» (1835) наряду с критическими статьями по истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Позже в журнале «Современник» появился рассказ «Нос» (1836). Повесть «Шинель» впервые была опубликована в собрании сочинений Гоголя в 1842 г.

Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой, определенной писателем как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью). События происходят в Петербурге – столице Российского государства.

На этом основании произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями». (Такое название появилось в критике уже после смерти писателя.)

Гоголь жил в Петербурге с 1828 г. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал», – сообщал он матери. Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов. «Жить здесь не по-свински… несравненно дороже, нежели предполагал», – писал он родным. Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских повестях».

II. Беседа по повести «Невский проспект» (1835).

А. С. Пушкин: «Он [Гоголь] издал “Арабески”, где находится его “Невский проспект”, самое полное из его произведений… Гоголь идет… вперед».

В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести, «отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской жизни».

Вопросы:

1. Чем привлекает Невский проспект? Перечислите предметы и детали, с помощью которых определяется положение человека в обществе. (Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…» [3, с. 6–8]. Торжествует «овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи.)

2. Какие контрасты можно наблюдать «здесь в течение суток»? («Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!»

«О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…» [3, с. 39]. За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.)

3. Расскажите о судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова. Какие чувства вызывают эти герои? (Перед восторженным мечтателем Пискаревым предстала «вся низкая, вся презренная жизнь, – жизнь, исполненная пустоты и праздности…»)

4. Чем можно объяснить противоположность судеб Пискарева и Пирогова? Не представляет ли повесть «Невский проспект» соединение двух произведений?

Композиция повести, вероятно, должна выразить внутреннюю связь внешне разделенных сюжетных линий.

Петербург. В мире такой город единственный. Но как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.

Гоголь «вскрывает социальный контраст сюжетных линий, что и является идейной основой композиционного единства повести “Невский проспект”» [15, с. 609].

III. Рассказ о замысле «Шинели».

Замысел, по-видимому, возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за границу. П. В. Анненков в своих воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном» будущей повести. «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни… Все смеялись анекдоту, …исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его “Шинель”, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер»*.

IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).

В. Г. Белинский: «Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя».

Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из “Шинели” Гоголя».

Беседа по вопросам:

1. Расскажите о Башмачкине и его службе в канцелярии. (Гоголь в повести «Шинель» продолжает тему «маленького человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой темы. Башмачкин – «вечный титулярный советник», готов всю жизнь переписывать бумаги. В «переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

«Молодые чиновники подсмеивались над ним… рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории… сыпали на голову ему бумажки…» [15, с. 122].)

2. Как реагировал на насмешки и унижения Башмачкин? («Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» [15, с. 123].)

3. С какой целью Гоголь ввел в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?

(«Я брат твой…» Идея братства людей независимо от их социальной принадлежности – одна из чистых, светлых идей.)

4. Расскажите о мечте Башмачкина; о работе портного Петровича, еще одного «маленького человека».

5. Чтение эпизода ограбления Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)

6. Почему Акакий Акакиевич не нашел помощи у частного пристава, у «значительного лица»? (Автор говорит о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой. «Значительное лицо» – ничтожество, но оно может распоряжаться судьбами людей, а внимание и доброта – эти качества не предусмотрены служебными отношениями.)

7. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?

8. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?

Воссоздавая трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания. Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А. И. Ревякина, «дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего» Башмачкина [12].

Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.

Домашнее задание.

1. Чтение «Мертвых душ» (1-я глава).

2. По первой главе. Экскурсия по городу N.

3. Повторить материал из биографии Гоголя. Какие общественно-поли-тические события в России оказали влияние на Гоголя и его современников; взаимоотношения Пушкина и Гоголя.

поурочный план, 10 класс, русская литература